Камеры фиксации нарушений ПДД: безопасность, новый налог или вложение инвестиций? - Саратов Сегодня
18+ 19 Апреля 2024, Пятница, 1:20
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Камеры фиксации нарушений ПДД: безопасность, новый налог или вложение инвестиций?

24/02/2021 17:30 Растущее число комплексов фото- и видеофиксации на дорогах Саратова, других городов региона и на трассах стало для водителей вполне привычным и распространенным явлением, как дорожные знаки. Соответственно, и соблюдают скоростной режим в основном там, где эти комплексы стоят, а потому дисциплинирующий эффект от них минимален.

Впрочем, депутаты и чиновники уже порой и не скрывают, что целью установки комплексов является не столько безопасность на дорогах, сколько сбор штрафов с нарушителей. Камеры устанавливали даже в ущерб ремонту дорог. По крайней мере, так было до начала денежных потоков по нацпроекту.

Вот только экономику этого плохо просчитали, поскольку стоимость установки и обслуживания комплексов превышает сумму собранных штрафов. Кроме того, не выполнялись и планы по сбору штрафов, несмотря на установку новых комплексов и увеличение размеров штрафов. Большинство водителей упорно перед камерами притормаживают, а штрафы уплачивают со скидкой или не платят вообще.
Ситуацию не исправили частные комплексы на треногах, которые ставят на обочинах, как правило, загородных трасс. Одно время эти треноги встречались часто и в СМИ многие писали о чрезвычайной выгодности для близких к минтрансу бизнесменов такого вида предпринимательства. Сейчас они стали встречаться на дорогах гораздо реже, поскольку участились случаи нападения на передвижные комплексы, необходимо постоянно при них держать оператора-охранника, который полдня в любое время года и при любой погоде живет в автомобиле в посадках рядом с камерой. Кроме того, передвижные комплексы обязали ставить не где захотелось, а на специально отведенных участках, ознакомиться с перечнем которых может любой водитель. Передвижные камеры, таким образом, превратились в стационарные, к ним привыкли и фактор неожиданности перестал действовать.

Еще в 2014-2015 года в регионе было примерно пара десятков комплексов. А уже в 2016 их насчитывалось 48 штук, и они дали более чем пятикратный прирост по количеству автоматически выписанных штрафов, что в абсолютных значениях превысило 1 млн. нарушений. В том же году было образовано государственное казенное учреждение Саратовской области "Региональный навигационно-информационный центр", которое целенаправленно занималось установкой и обслуживанием комплексов. В 2017 году РНИЦ отчитывался о наличии 60 комплексов фото- и видеофиксации ПДД: 23 передвижных, 1 мобильный и 36 стационарных устройств.

После президентских майских указов в 2018 году появился нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и на камеры повалили федеральные деньги. На тот момент комплексов насчитывалось уже чуть более сотни. В прошлом году в регионе насчитывалось всего 140 комплексов различных видов. За один 2020 год было установлено более 50 комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД – 25 закупила администрация Саратова и еще 31 приобретен по линии областного минтранса. В текущем году планируется приобрести еще 23 комплекса. Уже в марте планируют установить сразу 15 из них - в Саратове, Энгельсе, Балаково и Балашове. Стоимость каждого из стационарных устройств превышает 2 миллиона рублей.

Ранее областной минтранс заявлял о намерении с ростом числа эксплуатируемых комплексов увеличить число поступлений от уплаты штрафов с 500 до 700 тысяч рублей. В 2019 году планка поднялась до миллиарда и до нее сильно не дотянули. Было также принято решение, что с 1 января 2019 года 90% поступлений от зафиксированных комплексами штрафов за нарушения ПДД будут поступать напрямую в региональные дорожные фонды. Такие рекомендации дал субъектам федерации Минтранс РФ.

В прошлом году в Саратовской области было возбуждено 1,7 млн дел о нарушении ПДД, из них 1,4 млн - по камерам фото- и видеофиксации, выписано штрафов на 1,18 млрд рублей. Как видим, по начислениям штрафов миллиардную планку превысили, но представители власти опять же не договаривают о собираемости, т.е. сколько средств в итоге поступило в бюджет. Если исходить из начисленной суммы, то автоштрафы составляют порядка 1% областного бюджета. Сумма вполне внушительная для того, чтобы и дальше устанавливать комплексы для пополнения бюджета и формирования устойчивого источника доходов областного бюджета.
От всех наводящих вопросов об оценке эффективности камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД в обеспечении безопасности на дорогах и о том, т.е. насколько сократилась аварийность, число погибших и пострадавших в ДТП, насколько комплексы себя окупают - чиновники изначально пытаются уходить.

А пока такой официальной оценки нет, ее дают сами саратовцы. Специалисты Zoom Market провели социологический опрос по теме соблюдения жителями того или иного населенного пункта правил дорожного движения. Саратов, оказавшись на 7 месте, попал в первую десятку городов, где, по мнению пешеходов, автомобилисты чаще всего нарушают правила. Выходит, что от количества камер действительно законопослушность водителей и безопасность на дорогах мало зависит. Примечательно и то, что самыми злостными нарушителями считаются таксисты (60%), затем называют женщин (27%), сотрудников силовых ведомств, чиновников и депутатов (8%) и знаменитостей (1%).
версия для печати

Общество


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович