12/10/2020 20:48 В Саратовской области идет большой дорожно-строительный бум: в рамках нацпроекта ремонтируются дороги, делаются развязки, повышается безопасность на дорогах, при содействии спикера Госдумы областные дороги передаются на федеральный уровень на баланс Росавтодора. Для обслуживания возросшего числа федеральных трасс образовано с пропиской в Саратове ФКУ "Нижне-Волжское управление федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства".
Кроме того, были презентованы два крупных дорожных проекта, затрагивающих наш регион. Один из них – скоростная трасса «Меридиан» - частный проект, не попадающий под механизмы поддержки ГЧП или концессий. Трасса соединит Китай, Казахстан, Россию, Белоруссию и страны Евросоюза. Общий объем затрат на проект оценивается в 8 млрд долларов. Сначала Саратовскую область предполагали вообще исключить и обойти стороной, но потом оставили протяженностью более 600 километров от Турков до Перелюба.
В проект трассы «Меридиан» в регионе входит и мост через Волгу, который соединит Воскресенский и Марксовский районы. Мост должен быть построен в самом узком месте реки, длина его составит порядка 4,3 км, из которых 2 км пройдут непосредственно над водой. «Меридиан» должен пересечь 15 районов Саратовской области в объезд крупных городов. Трасса будет не только скоростной, но и частной, а потому платной.
По предварительным подсчетам по 15 рублей за км для фур и по 2 рубля — для легковых машин. Несмотря на то, что проект рассматривался как экономически выгодный из-за китайского транзита и роста потока китайских товаров в Россию, финансовую поддержку от крупных инвесторов он не нашел. В Саратовской области успели провести изыскания, но выкуп земли не завершили.
О другом заговорили недавно. И снова речь о скоростной платной трассе – так называемой Юго-Западной хорды от Набережных Челнов до Краснодара общей протяженностью 1,6 тысячи км. Трасса позволит сократить путь на 10 часов (сейчас путь занимает приблизительно 43 часа). Проект анонсировали еще в прошлом году и презентовали в сентябре этого года на международном онлайн-форуме «Инновационные технологии и интеллектуальные транспортные системы в дорожном строительстве», прошедшем в Сочи.
Новая трасса должна пройти через Тольятти, Саратов и Волгоград. Но на этот раз строить намерена госкорпорация «Автодор». На проектные и предпроектные работы отводится 5 лет, с 2025 по 2030 год, а само строительство должно начаться в 2027 и завершиться в 2035 году. Участки трассы будут вводиться в строй поэтапно.
— Реализация проекта позволит обеспечить скоростное сообщение между крупнейшими агломерациями — Казанской, Нижнекамской, Саратовской, Краснодарской, Волгоградской и Ростовской, а также сформировать условия для эффективного развития и улучшения транспортной доступности для крупнейших миллионных агломераций, — говорится в презентации госкомпании.
Через Саратовскую область Юго-Западная хорда должна пройти по правому берегу Волги, почти параллельно существующей трассе на Волгоград, т.е. будет построен платный дублер. В рамках проекта Юго-Западной хорды «Автодору» предложили построить еще один мост через Волгу в створе действующего железнодорожного моста Саратов-Энгельс.
Напомним, что поручение разработать проекты трасс, которые ведут к черноморскому побережью, а также сократить время в пути с Урала и севера страны до Сочи дал президент РФ Владимир Путин на сентябрьском Госсовете.
Все бы хорошо, пусть строят платные трассы и при этом поддерживаются в приличном состоянии (ну, хотя бы на нынешнем уровне) бесплатные федеральные дороги (не путать с областными и муниципальными дорогами).
Но тут подоспела другая новость. В федеральном бюджете на дороги нет денег, и Правительство РФ предлагает сократить в ближайшие три года финансирование за счет госбюджета, привлекать частных инвесторов и делать дороги платными.
Причем сокращение расходов на содержание федеральных автодорог за счет средств федерального бюджета предполагается радикальное: уже с 1 января 2021 года и на все 100%. При таком раскладе надо снижать соответственно транспортный налог и акцизы на топливо. Но этого в предложениях правительства отчего-то нет.
В Саратовской области в расчете на федеральное финансирование в ведение Минтранса РФ переданы более тысячи километров автодорог. Конечно, не скажешь, что все это было напрасно. Если на эти дороги область и будет тратиться, то явно за счет федеральных субсидий, т.к. своих средств на это нет, потому и передали трассы Федерации. Выйдет то же самое, только другим путем.
Свою инициативу федеральные чиновники объясняют не только сокращением доходов федерального бюджета, но и стремлением «увеличить частные инвестиции на строительство дорог с последующим введением платы на таких дорогах». Тут они или лукавят, или плохо знакомы с тем, что за МКАДом.
Платные дороги должны быть в нормативном состоянии. Если федеральные дороги у нас находятся сравнительно в приличном состоянии — нормативам соответствует 84,8%, то с региональными и муниципальными совсем плохо. Согласно проверке Счетной палаты РФ в Поволжье только 44,2% региональных и муниципальных автодорог соответствуют нормативным требованиям. В Саратовской области эта цифра в разы меньше — на уровне 13,3% и она входит в ТОП-3 регионов с самыми плохими дорогами в России.
При такой экономии федерального центра и регионам порекомендуют вводить плату за дороги. Им ничего не останется другого, т.к. федеральные субсидии на дороги в бюджетах большинства субъектов РФ, таких же дотационных как Саратовская область, составляют львиную долю.
Интересно, кто вообще решится делать платными единственные дороги, ведущие к своему жилью, в отдаленные райцентры?! Периодически звучат инициативы ввести оплату за въезд в города с плотным движением. Чиновники дружно кивают, вместо того, чтобы думать о том, как сделать растущие города комфортнее для всех, а не только пассажиров служебных автомобилей. Ящик Пандорры, собственно, уже приоткрыт: в Госдуме 4 года назад в первом чтении был принят подготовленный еще в 2014 году Минтрансом РФ федеральный законопроект, предоставляющий органам власти право устанавливать платный въезд в города. У этой инициативы в парламенте немало противников и не только в оппозиционных фракциях, поскольку есть понимание того, что если разрешить взимать плату местным властям, то это приведет к "локальному, местечковому феодализму". К этому приведет и передача дорог в частные руки.
Надо полагать, что вся эта чиновничья затея направлена на то, чтобы увеличить акцизы и транспортный налог, с которых формируется дорожный фонд, или ввести еще какой-либо общий налог или сбор. А каков предполагаемый механизм коммерциализации дорог - приватизация как в 90-ые, или концессия как сейчас, или долгосрочная аренда? А кому и по какому принципу достанутся «жирные куски» - свежеотремонтированные и только что построенные по нацпроекту за счет бюджета/налогоплательщиков трассы? Понятно, что инвестора со стороны и близко не подпустят. Собственно, и риски здесь слишком высоки.
При таком пессимистичном сценарии дорожная сеть обречена на разрушение, а ведь она как кровеносная система нашей экономики и нервная система единства нашей страны. Дороги во все времена имели высокое стратегическое значение. Отдавать их на откуп частникам как водоканалы с мусоропереработкой неприемлемо. Этого, уверены, и не произойдет. Просто дороги станут для всех налогоплательщиков еще дороже. И не факт, что больше и лучше, судя по отставкам и уголовным делам причастных к освоению дорожного фонда чиновников и подрядчиков. Население давно уже ассоциирует дорожные работы с невероятным завышением смет, откатами, нецелевым использованием средств, коррупцией. Если бы без вот этого всего было бы можно обойтись, тогда бы не стоял вопрос о сокращении дорожных статей в бюджете и, возможно, о платных хордах-меридианах.
версия для печатиКроме того, были презентованы два крупных дорожных проекта, затрагивающих наш регион. Один из них – скоростная трасса «Меридиан» - частный проект, не попадающий под механизмы поддержки ГЧП или концессий. Трасса соединит Китай, Казахстан, Россию, Белоруссию и страны Евросоюза. Общий объем затрат на проект оценивается в 8 млрд долларов. Сначала Саратовскую область предполагали вообще исключить и обойти стороной, но потом оставили протяженностью более 600 километров от Турков до Перелюба.
В проект трассы «Меридиан» в регионе входит и мост через Волгу, который соединит Воскресенский и Марксовский районы. Мост должен быть построен в самом узком месте реки, длина его составит порядка 4,3 км, из которых 2 км пройдут непосредственно над водой. «Меридиан» должен пересечь 15 районов Саратовской области в объезд крупных городов. Трасса будет не только скоростной, но и частной, а потому платной.
По предварительным подсчетам по 15 рублей за км для фур и по 2 рубля — для легковых машин. Несмотря на то, что проект рассматривался как экономически выгодный из-за китайского транзита и роста потока китайских товаров в Россию, финансовую поддержку от крупных инвесторов он не нашел. В Саратовской области успели провести изыскания, но выкуп земли не завершили.
О другом заговорили недавно. И снова речь о скоростной платной трассе – так называемой Юго-Западной хорды от Набережных Челнов до Краснодара общей протяженностью 1,6 тысячи км. Трасса позволит сократить путь на 10 часов (сейчас путь занимает приблизительно 43 часа). Проект анонсировали еще в прошлом году и презентовали в сентябре этого года на международном онлайн-форуме «Инновационные технологии и интеллектуальные транспортные системы в дорожном строительстве», прошедшем в Сочи.
Новая трасса должна пройти через Тольятти, Саратов и Волгоград. Но на этот раз строить намерена госкорпорация «Автодор». На проектные и предпроектные работы отводится 5 лет, с 2025 по 2030 год, а само строительство должно начаться в 2027 и завершиться в 2035 году. Участки трассы будут вводиться в строй поэтапно.
— Реализация проекта позволит обеспечить скоростное сообщение между крупнейшими агломерациями — Казанской, Нижнекамской, Саратовской, Краснодарской, Волгоградской и Ростовской, а также сформировать условия для эффективного развития и улучшения транспортной доступности для крупнейших миллионных агломераций, — говорится в презентации госкомпании.
Через Саратовскую область Юго-Западная хорда должна пройти по правому берегу Волги, почти параллельно существующей трассе на Волгоград, т.е. будет построен платный дублер. В рамках проекта Юго-Западной хорды «Автодору» предложили построить еще один мост через Волгу в створе действующего железнодорожного моста Саратов-Энгельс.
Напомним, что поручение разработать проекты трасс, которые ведут к черноморскому побережью, а также сократить время в пути с Урала и севера страны до Сочи дал президент РФ Владимир Путин на сентябрьском Госсовете.
Все бы хорошо, пусть строят платные трассы и при этом поддерживаются в приличном состоянии (ну, хотя бы на нынешнем уровне) бесплатные федеральные дороги (не путать с областными и муниципальными дорогами).
Но тут подоспела другая новость. В федеральном бюджете на дороги нет денег, и Правительство РФ предлагает сократить в ближайшие три года финансирование за счет госбюджета, привлекать частных инвесторов и делать дороги платными.
Причем сокращение расходов на содержание федеральных автодорог за счет средств федерального бюджета предполагается радикальное: уже с 1 января 2021 года и на все 100%. При таком раскладе надо снижать соответственно транспортный налог и акцизы на топливо. Но этого в предложениях правительства отчего-то нет.
В Саратовской области в расчете на федеральное финансирование в ведение Минтранса РФ переданы более тысячи километров автодорог. Конечно, не скажешь, что все это было напрасно. Если на эти дороги область и будет тратиться, то явно за счет федеральных субсидий, т.к. своих средств на это нет, потому и передали трассы Федерации. Выйдет то же самое, только другим путем.
Свою инициативу федеральные чиновники объясняют не только сокращением доходов федерального бюджета, но и стремлением «увеличить частные инвестиции на строительство дорог с последующим введением платы на таких дорогах». Тут они или лукавят, или плохо знакомы с тем, что за МКАДом.
Платные дороги должны быть в нормативном состоянии. Если федеральные дороги у нас находятся сравнительно в приличном состоянии — нормативам соответствует 84,8%, то с региональными и муниципальными совсем плохо. Согласно проверке Счетной палаты РФ в Поволжье только 44,2% региональных и муниципальных автодорог соответствуют нормативным требованиям. В Саратовской области эта цифра в разы меньше — на уровне 13,3% и она входит в ТОП-3 регионов с самыми плохими дорогами в России.
При такой экономии федерального центра и регионам порекомендуют вводить плату за дороги. Им ничего не останется другого, т.к. федеральные субсидии на дороги в бюджетах большинства субъектов РФ, таких же дотационных как Саратовская область, составляют львиную долю.
Интересно, кто вообще решится делать платными единственные дороги, ведущие к своему жилью, в отдаленные райцентры?! Периодически звучат инициативы ввести оплату за въезд в города с плотным движением. Чиновники дружно кивают, вместо того, чтобы думать о том, как сделать растущие города комфортнее для всех, а не только пассажиров служебных автомобилей. Ящик Пандорры, собственно, уже приоткрыт: в Госдуме 4 года назад в первом чтении был принят подготовленный еще в 2014 году Минтрансом РФ федеральный законопроект, предоставляющий органам власти право устанавливать платный въезд в города. У этой инициативы в парламенте немало противников и не только в оппозиционных фракциях, поскольку есть понимание того, что если разрешить взимать плату местным властям, то это приведет к "локальному, местечковому феодализму". К этому приведет и передача дорог в частные руки.
Надо полагать, что вся эта чиновничья затея направлена на то, чтобы увеличить акцизы и транспортный налог, с которых формируется дорожный фонд, или ввести еще какой-либо общий налог или сбор. А каков предполагаемый механизм коммерциализации дорог - приватизация как в 90-ые, или концессия как сейчас, или долгосрочная аренда? А кому и по какому принципу достанутся «жирные куски» - свежеотремонтированные и только что построенные по нацпроекту за счет бюджета/налогоплательщиков трассы? Понятно, что инвестора со стороны и близко не подпустят. Собственно, и риски здесь слишком высоки.
При таком пессимистичном сценарии дорожная сеть обречена на разрушение, а ведь она как кровеносная система нашей экономики и нервная система единства нашей страны. Дороги во все времена имели высокое стратегическое значение. Отдавать их на откуп частникам как водоканалы с мусоропереработкой неприемлемо. Этого, уверены, и не произойдет. Просто дороги станут для всех налогоплательщиков еще дороже. И не факт, что больше и лучше, судя по отставкам и уголовным делам причастных к освоению дорожного фонда чиновников и подрядчиков. Население давно уже ассоциирует дорожные работы с невероятным завышением смет, откатами, нецелевым использованием средств, коррупцией. Если бы без вот этого всего было бы можно обойтись, тогда бы не стоял вопрос о сокращении дорожных статей в бюджете и, возможно, о платных хордах-меридианах.
Общество
![]() | ![]() | ![]() |
23/05/2023 18:18 Общество Четыре мало, шесть много: опять идут споры о рабочей неделе | 03/05/2023 01:36 Общество «Народный автомобиль»: политика и никакой экономики | 14/04/2023 20:38 Общество Популизм и депопуляция |
![]() | ![]() | ![]() |
27/03/2023 23:35 Общество Саратовцам не обещают жить долго и богато | 20/03/2023 18:11 Общество Парковщик – друг человека? | 14/02/2023 09:26 Общество Валентинов день: традиции празднования и отрицания |