11/09/2020 14:55 Проблеме обеспечения сирот жильем в Саратовской области не первый год. Напротив, она слишком застарелая и не решается многие годы, несмотря на федеральную поддержку по соответствующей госпрограмме. Сейчас очередность достигла почти восьми тысяч человек. У 5176 их них возникло право на получение жилого помещения по достижении совершеннолетия, у 2676 человек есть неисполненные решения судов.
Жилье получают всего несколько сотен в год. Министр строительства и ЖКХ области Павел Мигачев в областной думе докладывал, что на исполнение программы обеспечения жильем детей-сирот предусмотрено 734,2 млн рублей, заключены контракты на 372 квартиры (298 млн рублей), проводятся конкурсные процедуры на приобретение 192 квартир, до конца года сиротам предоставят 578 квартир. В прошлом году на жилье для сирот было выделено 763,5 миллиона рублей. По плану квартиры должны были получить более 700 человек, а по факту - 389 детей-сирот. Таким образом, в этом году и средств меньше, и планы поскромнее, и снова говорят о провале программы в регионе.
В последние годы значимой причиной нехватки жилья для сирот является не недостаток финансовых ресурсов, а низкие темпы строительства из-за низкой стоимости квадратного метра, нехватки производственных мощностей и монопольного положения фирм депутата-застройщика Леонида Писного. Обо всем этом в последнее время очень активно говорят в связи с явным очередным провалом программы.
Для решения проблемы предпринимается целый комплекс мер. Фактически созрели до решения поднять стоимость квадратного метра с 32 до 38 тысяч рублей, чтобы расширить число застройщиков. Присоединение к Саратову прилегающих сел и поселков Саратовского района даст дополнительно участки для застройки. Корректируется и законодательная база: сиротам разрешили сменить муниципальный район, получать частные дома.
Отметилась и уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова, предложившая снизить возраст постановки на учёт сирот для предоставления им жилья до 12 лет. Сейчас в региональные списки для получения жилья от государства детей-сирот включают с 14 лет. Москалькова полагает, что более раннее включение сирот в такой список «станет дополнительной гарантией своевременного обеспечения их благоустроенным жильем, а также повысит эффективность планирования бюджетных средств на приобретение для них жилых помещений». Мы же полагаем, что это инициатива ради инициативы. Какая разница в каком возрасте ставить на учет, если право на жилье они получают все равно в 18 лет и многие годы не могут его реализовать? В Саратовской области средний срок ожидания квартир в зависимости от муниципалитета варьируется от 5 до 10 лет.
Однако проблема не только в освоении выделенных по программе бюджетных средств. Некоторые муниципалитеты не спешат заниматься отведением участков и строительством жилья для сирот. И это сопряжено не только с большими хлопотами, но и с нежеланием сирот оставаться в сельских районах без малейших перспектив на будущее. Тем более что им дали право менять муниципалитет и подавляющее большинство стремится в областной центр, где найти работу и получить образование проще.
С этой точки зрения очень показательно выступление главы собрания депутатов Аркадакского района Василия Кравцова. Он заявил, что 10 лет назад было построено и роздано сиротам жилье в 10 домах и только в одном из них проживает семья. Остальные пустуют, т.к. получатели разъехались кто куда и бросили свои дома.
Разумной альтернативой предоставлению жилья является выдача денежных сертификатов, которые вместе с материнским капиталом позволяют претендовать на что-то поприличнее, чем квартирка в 30 квадратных метров. Эта идея поднимается неоднократно. И ту есть свои плюсы и минусы. Если продажа сиротами жилья после его получения невозможна в течение 5 лет, то уберечь от глупости и неосторожности лишиться денег по сертификату и остаться без жилья гораздо сложнее. Есть и другая опасность – стоимость сертификата может не позволить приобрести жилье. Это только социальное жилье строится в расчете 30 кв.м на человека, а так однокомнатные, как правило, меньше сорока не строят и цены, соответственно, иные. На вторичном рынке Саратова купить на сертификат «однушку» тоже может оказаться проблематично.
Тем не менее, сертификат снизит зависимость сирот от нерасторопности чиновников и условий застройщиков, позволит более гибко использовать вторичный рынок жилья. В прошлом году Писной предложил разработать соответствующий федеральный закон. В нем было предложено давать сертификаты тем, кто к 23 годам жилье так и не получил. При этом получатели сертификата должны иметь стабильную работу, семью, быть полностью социализированы. Нельзя сказать, чтобы такие критерии были объективны, безусловны и не создавали почву для злоупотреблений, но инициатива была положительно воспринята сиротами. Однако летом этого года законодательная инициатива была отозвана, т.к. в недрах Госдумы уже готовился аналогичный законопроект. Сейчас сироты ждут этого если не федерального, то областного закона и пишут обращения с просьбой его скорейшего принятия.
версия для печатиЖилье получают всего несколько сотен в год. Министр строительства и ЖКХ области Павел Мигачев в областной думе докладывал, что на исполнение программы обеспечения жильем детей-сирот предусмотрено 734,2 млн рублей, заключены контракты на 372 квартиры (298 млн рублей), проводятся конкурсные процедуры на приобретение 192 квартир, до конца года сиротам предоставят 578 квартир. В прошлом году на жилье для сирот было выделено 763,5 миллиона рублей. По плану квартиры должны были получить более 700 человек, а по факту - 389 детей-сирот. Таким образом, в этом году и средств меньше, и планы поскромнее, и снова говорят о провале программы в регионе.
В последние годы значимой причиной нехватки жилья для сирот является не недостаток финансовых ресурсов, а низкие темпы строительства из-за низкой стоимости квадратного метра, нехватки производственных мощностей и монопольного положения фирм депутата-застройщика Леонида Писного. Обо всем этом в последнее время очень активно говорят в связи с явным очередным провалом программы.
Для решения проблемы предпринимается целый комплекс мер. Фактически созрели до решения поднять стоимость квадратного метра с 32 до 38 тысяч рублей, чтобы расширить число застройщиков. Присоединение к Саратову прилегающих сел и поселков Саратовского района даст дополнительно участки для застройки. Корректируется и законодательная база: сиротам разрешили сменить муниципальный район, получать частные дома.
Отметилась и уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова, предложившая снизить возраст постановки на учёт сирот для предоставления им жилья до 12 лет. Сейчас в региональные списки для получения жилья от государства детей-сирот включают с 14 лет. Москалькова полагает, что более раннее включение сирот в такой список «станет дополнительной гарантией своевременного обеспечения их благоустроенным жильем, а также повысит эффективность планирования бюджетных средств на приобретение для них жилых помещений». Мы же полагаем, что это инициатива ради инициативы. Какая разница в каком возрасте ставить на учет, если право на жилье они получают все равно в 18 лет и многие годы не могут его реализовать? В Саратовской области средний срок ожидания квартир в зависимости от муниципалитета варьируется от 5 до 10 лет.
Однако проблема не только в освоении выделенных по программе бюджетных средств. Некоторые муниципалитеты не спешат заниматься отведением участков и строительством жилья для сирот. И это сопряжено не только с большими хлопотами, но и с нежеланием сирот оставаться в сельских районах без малейших перспектив на будущее. Тем более что им дали право менять муниципалитет и подавляющее большинство стремится в областной центр, где найти работу и получить образование проще.
С этой точки зрения очень показательно выступление главы собрания депутатов Аркадакского района Василия Кравцова. Он заявил, что 10 лет назад было построено и роздано сиротам жилье в 10 домах и только в одном из них проживает семья. Остальные пустуют, т.к. получатели разъехались кто куда и бросили свои дома.
Разумной альтернативой предоставлению жилья является выдача денежных сертификатов, которые вместе с материнским капиталом позволяют претендовать на что-то поприличнее, чем квартирка в 30 квадратных метров. Эта идея поднимается неоднократно. И ту есть свои плюсы и минусы. Если продажа сиротами жилья после его получения невозможна в течение 5 лет, то уберечь от глупости и неосторожности лишиться денег по сертификату и остаться без жилья гораздо сложнее. Есть и другая опасность – стоимость сертификата может не позволить приобрести жилье. Это только социальное жилье строится в расчете 30 кв.м на человека, а так однокомнатные, как правило, меньше сорока не строят и цены, соответственно, иные. На вторичном рынке Саратова купить на сертификат «однушку» тоже может оказаться проблематично.
Тем не менее, сертификат снизит зависимость сирот от нерасторопности чиновников и условий застройщиков, позволит более гибко использовать вторичный рынок жилья. В прошлом году Писной предложил разработать соответствующий федеральный закон. В нем было предложено давать сертификаты тем, кто к 23 годам жилье так и не получил. При этом получатели сертификата должны иметь стабильную работу, семью, быть полностью социализированы. Нельзя сказать, чтобы такие критерии были объективны, безусловны и не создавали почву для злоупотреблений, но инициатива была положительно воспринята сиротами. Однако летом этого года законодательная инициатива была отозвана, т.к. в недрах Госдумы уже готовился аналогичный законопроект. Сейчас сироты ждут этого если не федерального, то областного закона и пишут обращения с просьбой его скорейшего принятия.
Общество
01/10/2024 09:50 Общество Сентябрь закончился — а вытрезвителя все нет | 23/09/2024 22:49 Общество Демографическая спецоперация: движение есть, результата нет | 02/09/2024 23:31 Общество Зарплаты в Саратове: вроде как выше, но все равно ниже |
19/08/2024 22:58 Общество Ренессанс среднего профобразования. Саратов в тренде? | 08/08/2024 00:03 Общество Хотели в Саратове брутто, а получилось как всегда | 29/07/2024 19:22 Общество Директора смогут передавать подчиненных во временное пользование |