Не до жиру - быть бы живу - Саратов Сегодня
18+ 28 Марта 2024, Четверг, 19:11
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Не до жиру - быть бы живу

18/08/2020 13:02 Череда забастовок прокатилась по саратовским трамваям и троллейбусам. Центром протеста стало Кировское депо МУПП «Саратовгорэлектротранс». Его сотрудники который раз отказались выводить троллейбусы на маршруты. Люди жалуются на низкую зарплату и при этом – на большие переработки, отмечают высокую изношенность транспорта, на котором приходится трудиться. Заодно они потребовали вернуть в депо уволенного начальника и создали собственный альтернативный профсоюз для защиты своих трудовых прав.

Первая реакция руководства предприятия и городских властей была более чем поразительна – они принялись усиленно раскручивать теорию заговора.
– Инцидент в Кировском депо – настоящая политическая провокация. Люди, пришедшие с утра к зданию депо, сами того не понимая, просто стали марионетками, – заявил гендиректор МУПП «Саратовгорэлектротранс» Владимир Прохоров.

Как сообщила мэрия Саратова, депутаты и представители администрации наведались в бунтующее депо и... конкретных фактов ухудшения работы людей не увидели! К примеру, городской депутат Евгений Чернов охарактеризовал выдвигаемые рабочими требования по принципу «нравится – не нравится». Власти также обвинили сторонние силы в нагнетании обстановки в коллективе СГЭТ, намекая на коммунистов.

Между тем, подпольщиков и заговорщиков искать и не нужно. Стоит обратиться к реальным фактам. В связи с пандемией коронавируса саратовцы стали значительно реже пользоваться
общественным транспортом – пассажиропоток трамваев и троллейбусов минувшей весной упал почти на 90%. Соответственно, упала и выручка предприятия. В то же время постоянную конкуренцию электротранспорту создают частные маршрутки, которые в ряде случаев в точности дублируют маршруты трамваев и троллейбусов, отбирая пассажиров.

Долгими годами мертвым грузом висит на «СГЭТ» многомиллионная задолженность за электричество. Душат и действующие тарифы на перевозку – по расчетам, чтобы покрыть издержки, необходимо за билет платить минимум 30 рублей. Но даже из существующих 23-х рублей за талончик областные чиновники за перевозку льготников компенсируют лишь половину.

В год «СГЭТ» получает матпомощь от города и области в общей сумме около 300 миллионов рублей, чего совершенно недостаточно. В связи с разразившимся коронавирусным кризисом, областные власти пообещали внепланово выделить дополнительно около 100 миллионов рублей. Финансовыми и техническими вопросами загибающегося транспортного предприятия решил заняться председатель Госдумы Вячеслав Володин.

– Для таких городов, как Саратов, вообще для городов-миллионников, горэлектротранс имеет огромное значение. Это транспорт не прошлого, а будущего – уйдут автобусы, уйдут «ГАЗели», а вы останетесь, – уверен наш земляк. И думать надо не просто о со-
хранении в Саратове трамваев и троллейбусов, а о перспективном и всестороннем развитии.

Крупнейшее в Саратове Ленинское троллейбусное депо на днях посетил Вячеслав Володин.
Он пожелал лично пообщаться с сотрудниками, увидеть технику и прилюдно поговорить на этот счет с чиновниками. По мнению главы Саратова Михаила Исаева, основная проблема троллейбусов в нашем городе – это изношенность подвижного состава. В прошлом году
удалось купить семь новых машин, в этом году от Москвы получили десять б/у троллейбусов, поскольку столица массово переходит на электробусы. Однако из более чем 160 машин в нашем городе 140 уже выработали срок эксплуатации, а возраст 32-х троллейбусов – свыше 25 лет. Чтобы заменить 50 самых ветхих машин, необходимо минимум один миллиард рублей, так как средняя цена одного троллейбуса – от 20 до 27 миллионов рублей. В
бюджете города таких свободных сумм просто нет, признался мэр.

В ответ на это Володин анонсировал новые поступления из Москвы – столица скоро передаст
Саратову еще 80 троллейбусов, которые на ходу всего три-пять лет, и они оснащены интернетом
Wi-Fi и кондиционерами.
– Заменить хотя бы те троллейбусы, где уже одно название, это куча хлама, – предложил федеральный политик. Кроме того, Вячеслав Володин взял шефство над Ленинским троллейбусным депо и предложил сделать пилотным самый длинный троллейбусный маршрут No 5. Отсюда начнется троллейбусная модернизация в Саратове.

Трамвайный вопрос еще тяжелее. По словам мэра города, трамвай у нас появился в 1908 году, это
одна из старейших систем в России. Но, к сожалению, в эту сферу многие годы не вкладывали должного финансирования, поэтому и сами коммуникации, и подвижной состав пришли по большей части в негодность.
Как считает Исаев, для реконструкции трамвайной сети Саратова необходима помощь федерального центра, так как цена вопроса здесь – миллиарды рублей. Так, один лишь трамвайный вагон стоит 30 миллионов рублей. А модернизация путей и хозяйства только 3-го маршрута обойдется минимум в шесть миллиардов рублей, и это без стоимости подвижного состава. Все эти расчеты знает и Вячеслав Володин. Именно поэтому он обсуждал вопрос развития трамвая в Саратове с главой правительства РФ Михаилом Мишустиным. По его поручению этим занялся Минтранс России. Из госбюджета уже выделены первые 330 миллионов рублей на саратовскую «тройку».

Саратовский электротранспорт должен переходить на современные технологии. То, что ввели
бесконтактную оплату проезда – хорошо, но мало, это только первые скромные шаги.
– Надо переходить на современные технологии работы горэлектротранспорта. У нас как
– вышел на остановку и стоишь ждешь... Все, это в прошлом, – настаивает Володин.
Движение трамваев и троллейбусов необходимо отслеживать в режиме онлайн. Остановки
необходимо оснастить интерактивными табло, которые укажут время ожидания ближайшего рейса. Надо уходить от кондукторов и пользоваться турникетами как в метро. При этом, акцентировал
Вячеслав Викторович, ценовая составляющая должна остаться приемлемой для горожан.

Чтобы обновить все полностью на предприятии, надо порядка 25 миллиардов рублей, подсчитал
спикер Госдумы. Сумма – колоссальная даже для регионального бюджета.
– Но начинать надо. В итоге этот транспорт должен быть самым престижным, доступным и удобным. А если только говорить, что нам надо 25 миллиардов, но нет ничего, то так будем только завтраками кормить, – говорит Володин.
Так, свыше 400 миллионов рублей за перевозку льготников на «СГЭТ» еще должна область. Спикер Госдумы просит губернатора вернуть эти деньги под новые подходы развития транспорта.

Ждут не дождутся появления новых машин из Москвы взамен нынешних, которые ходят по Саратову, заявили Володину сотрудники Ленинского троллейбусного депо. Но, считает председатель Госдумы, занявшийся проблемами «СГЭТ», главное – это люди. Сейчас на предприятии работают более 1300 человек, из них порядка 300 водителей и 150 кондукторов, которые обслуживают 21 маршрут. Средняя зарплата работников, по отчету руководства, составляет более 18 тысяч рублей. И только редкие водители могут заработать ударными темпами более 30 тысяч. В ожидании достойной зарплаты они уходят крутить баранку частных автобусов, где заработать наличные значительно проще.

– За людей надо бороться, их надо сохранять, создавать им условия труда, повышать зарплату, и сделать это надо быстро, не откладывая в долгий ящик, – призвал саратовских чиновников и
руководство «СГЭТ» Вячеслав Володин.
Он настаивает, что прямо сейчас, в августе, необходимо установить зарплату водителям от 30 тысяч начинающим и далее – выше.
– 30 тысяч – ниже зарплата не должна быть, – предупредил федеральный политик.
– Люди тогда придут! – радостно заявили сотрудники депо.
– А сейчас какая зарплата? – поинтересовался Володин.
– Хм... – усмехнулись ему в ответ. – Раньше у нас оклад был вообще минималка. Сейчас зарплата лишь у водителя первого класса превышает 30 тысяч.
Администрация Саратова заверила, что уже за август сотрудники «СГЭТ» получат зарплату по
новым расчетам.

Значительная доля вины за нынешнее плачевное состояние трамваев и троллейбусов Саратова лежит на местных руководителях. Свежий тому пример. Минтранс России объявил старт госпрограммы по замене в городах страны троллейбусов. Благодаря лизингу приобрести новые машины можно было на треть дешевле. Саратову сделать это не
удалось.
– Неумение и непрофессиональная работа по подготовке заявки на новую технику – только
шесть регионов получили средства, Саратова среди них нет. Надо спрашивать с тех, кто у вас
этим занимается, – обратился с резонным вопросом Володин к губернатору и мэру. – Тот балбес, который безответственно отнесся... – и дальше Вячеслав Викторович вынужден был остановиться, чтобы не сказать грубое и обидное.

Спикер Госдумы припомнил саратовским руководителям и то, как предыдущую партию машин
из Москвы просто порезали на металлолом и сдали за деньги, теперь вот госзаявку ровалили. А водители трамваев и троллейбусов получают копеечную зарплату и не могут конкурировать с частными маршрутками, которые к тому же на дублированных маршрутах забирают последние деньги.

– У вас так все отсюда сбегут! Вы что, специально предприятие разрушаете?! Это же стратегическое предприятие, – возмутился Володин и потребовал убрать от «СГЭТ» чиновников и руководителей, кто не верит в него. Кроме того, обратился к губернатору с просьбой защитить «Саратовгорэлектротранс» областным законом, «чтобы больше
никто не покушался на него».

– Председатель думы получает пенсию за 100 тысяч, замы и председатели комитетов – 90 тысяч, а это больше, чем депутаты Госдумы. Здесь вы впереди планеты всей. А зарплаты водителей у вас – позади. Взяли бы и по-другому сделали. А то языком чешут. Вы возьмите и сделайте – предприятие стратегическое, все, не подходи! И у предприятия будет будущее, – разразился речью Вячеслав Викторович в адрес саратовских властей.


версия для печати

Общество


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович