Однажды лебедь раком щуку - Саратов Сегодня
18+ 28 Марта 2024, Четверг, 22:02
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Однажды лебедь раком щуку

12/04/2010 10:43

altТогда он в первой половине девяностых годов одолжил в саратовских банках пару миллионов долларов США и уехал с этими долларами на их историческую родину. С женой и дочкой.



altНедавно мне позвонил из США один мой старинный  знакомый. Позвонил с просьбой помочь разобраться в вопросе - «что с Общественной палатой?». Тут надо, наверное, пояснить, что это у меня за знакомый такой, что живёт за океаном, но интересуется Общественной палатой Саратовской области. Я не буду называть его имени, ни к чему это. Он – саратовец.
Служил срочную в Афганистане. Вернулся оттуда без ноги. Попрыгал он, попрыгал по инстанциям на одной ноге, услышал от новых российских чиновников «мы вас туда не посылали». Тогда он в первой половине девяностых годов одолжил в саратовских банках пару миллионов долларов США и уехал с этими долларами на их историческую родину. С женой и дочкой. В его устах циничная поговорка «сколько у государства ни воруй - своего всё равно не вернёшь» звучит как-то очень убедительно. Ведь нога у него оттого, что он стал долларовым миллионером, так и не выросла.

Те покалеченные «афганцы», что остались в Саратове жить на пенсию по инвалидности, теперь каждый год доказывают медкомиссии, как вы знаете, что конечности у них не отросли, а мой знакомый проживает помаленьку доллары и читает Рунет. Первое – поразительно, а второе - не удивительно. Я знаю людей из саратовской городской администрации первых годов перестройки, которые, следуя поговорке «куй железо, пока Горбачёв», быстренько наворовали и эмигрировали в Австралию. Они там тоже до сих пор живо интересуются саратовскими новостями, хотя прошло уже почти двадцать лет с тех пор, как они «свалили».

Итак, я  поднял трубку, выслушал вопрос и сказал, что отвечу письменно, потому что если отвечать по существу устно, то ему это слишком дорого обойдётся. Отвечаю письменно и не только ему, а ещё тем чиновниками из саратовской администрации, что наворовали и уехали в Австралию. Да, пожалуй, ещё и Жене Малякину – уехавшему в Москву талантливому саратовскому журналисту. Конечно, ещё и Андрею Волкову – уехавшему в Киев замечательному саратовскому предпринимателю. Ему, как и многим другим саратовцам, в Москве, Питере, Киеве, Германии, Испании и т.д. – это будет интересно. 

Ответ на вопрос: «На фига она вообще нужна, эта Общественная палата?»

Действительно, теоретически, при разделении властей  на законодательную, исполнительную и  судебную, никакие Общественные палаты вроде как не нужны. На случай защиты «морали нравственности» есть независимая пресса. Термин «независимая пресса» в данном случае у меня означает, что есть пресса, которая зависима, конечно, от денег своего издателя, но, в тоже время, она независима от какой бы то ни было государственной или муниципальной власти.

Однако с разделением властей в России как-то не очень получается. В 1993 году, как мы помним, исполнительная власть победила законодательную власть при помощи танков, стреляющих прямой наводкой. По судебной власти стрелять из танков не пришлось, она сдалась без выстрелов. С тех пор разделение властей в РФ – это то, к чему стремятся де юре, но пока ещё не достигли де факто.

Мне, разумеется, могут возразить, мол, по Конституции у нас всё-таки разделение властей имеет место быть. Ну, да, отвечу я на то, но вы почитайте первые слова в Конституции США: «Мы, народ Соединенных Штатов … учреждаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

И сравните с первыми словами Конституции  РФ: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации … принимаем Конституцию Российской Федерации». Разницы почти что нет. Но присмотритесь повнимательнее. В первом случае – мы, народ, учреждаем для государства неизменные правила. Во втором случае – мы, народ, принимаем неизменные правила, даденные нам государством. Таким образом, у государства недостаёт легитимности. Ему не доверяют, как своему. Так же как и Конституции РФ не доверяются ни российские власти, ни российские подданные.

Про государство  говорить неудобно, слишком общо получается. Возьмём лучше для примера бывшего губернатора Саратовской области Дмитрия Фёдоровича Аяцкова. Когда население Саратовской области избрало его губернатором в 1996 году, то никакая Общественная палата ни ему, ни обществу была не нужна. Оппозиция оппонировала в областной Думе, в городской Думе, на страницах печати.

Но, спустя несколько лет, губернатору Аяцкову по известным причинам, стало недоставать легитимности. Поэтому, для подкрепления своих действий, ему потребовался такой институт, который бы на уровне совещательного органа мог бы раздавать происходящему будто бы объективные оценки. На уровне – «это хорошо, а это плохо». Что-то наподобие конгрегации христианских общин у Папы Римского. Таким институтом стала Общественная палата при губернаторе Саратовской области.

Я ещё  тогда уподоблял это собрание языческому культовому гаджету под названием «терафим». Это древнеизраильский предмет чёрной магии, который изготовляли из отсечённой головы ребёнка или молодого человека. Голову мумифицировали, предварительно положив ей под язык золотую пластинку с каббалическим заклятьем. Таким образом, «терафим» становился способным предсказывать будущее. Жрецы задавали ему вопрос и каким-то, им одним постижимым способом, получали всякий раз нужный оценочный ответ из потустороннего мира. Типа, этот иудей – угоден богам, годяй. А тот – не угоден богам, негодяй. Это деяние снищет милость богов, а вот то – вызовет гнев.

Собственно  говоря, теперь, когда губернатор в Саратовской области сменился - назначение Общественной палаты осталось тем же. Вместе с тем, гражданское общество мнит, что в условиях, когда в облправительстве сидят назначенные государством чиновники, в облдуме – фигурально выражаясь, назначенные государством депутаты-списочники, в облсуде – назначенные государством судьи; так вот, в таких условиях, пусть голос народа будет слышен хотя бы в стенах Общественной палаты. 

Ответ на вопрос: «Кому нынче даёт нужные ответы Общественная палата?

Прошлый состав Общественной палаты наполовину состоял из чахлых общественников, выдвинутых могущественной обдумой, а другая половина «губернаторских» инвалидов умственного труда была укреплена «прогубернаторским» аппаратом. Вот почему все два года «терафим» преимущественно молчал. Причём, даже тогда, когда возникающие в обществе вопросы требовали не юридического решения, а в первую очередь морально-оценочного осмысления. Тут можно вспомнить процессы по уводу в частные руки городских участков земли под застройку. Когда при заинтересованном, как можно догадаться, попустительстве чиновников из горадминистрации (Н. Романов), обладминистрации (А. Бовтунов), федеральных органов (С. Тимошин) объекты городской недвижимости были проданы за неприлично маленькие деньги.

На первый взгляд, коррупционеры юридически всё  сделали чисто, трудно придраться. Но именно потому и должна была выступить Общественная палата, и сказать: «Фу, это не красиво, аморально, безнравственно, те, кто нажился на народном добре, - негодяи». Или наоборот: «Фу, не дают развиваться частному бизнесу, участок «Сеноман» «валялся», душевые павильоны на перекрёстке Радищева-Мичурина были заражены стафилококком, а рынок «Пешка» - прибежище спекулянтов. Те, кто, хочет застройщиков разорить, - рейдеры». Но в том и дело, что Общественная палата хотела сказать и то и другое одновременно, а потому попыталась промолчать…

Или во время антисемитского скандала, так  неутомимо раздуваемого, как я  уверен, Леонидом Фейтлихером, на сайте  журнала «Общественное мнение»  появился лживый заголовок «Заявление Общественной палаты по поводу ксенофобских публикаций» на сайте журнала «Общественное мнение». Под этим дезинформирующим заголовком в «ОМ» было размещено «Обращение к редакторам СМИ и журналистам» от имени председателя комиссии по межнациональным отношениям Общественной палаты Саратовской области Анатолия Соколова из «губернаторских». Другие члены Общественной палаты Соколова тут же одёрнули, дескать, негоже своё мнение выдавать за мнение всей Палаты. После чего Общественная палата прождала решения суда, как в рот воды набрав. Напомню специально для Соколова, что суд не нашёл в саратовских изданиях разжигания национальной розни. На возражение, что это, мол, у нас в Саратове суд такой - зависимый от законодательной власти, возражу тем, что это у вас Роскомнадзор такой - зависимый, по моему суждению, от коррупционеров из исполнительной власти.

Разумеется, такой «как бы работой» Общественной палаты не были довольны – ни облправительство, но облдума, ни облграждане. «Терафим» все два года, можно сказать, промолчал. Наверное, поэтому за новый состав Общественной палаты развернулось настоящее аппаратное и подковёрное сражение. 

Ответ на вопрос: «Почему  проигрывают губернаторские ставленники?»

Новые выборы Общественной палаты начались при существенном преимуществе «губернаторских». Во-первых, 16 человек туда назначил сам губернатор. Ему они там  были очень нужны, в отличие от 16 «думских» общественников, которые были выдвинуты коллегиально и персонально за наличие именно их в составе Общественной палаты, никто особо заинтересован не был – ни госдепы-единороссы, ни председатель облдумы, даже облдепы не особенно-то понимали всей важности завладения «терафимом». А вот облправительству «терафим» был архинужен, чтобы было что противопоставить «Единой России» во время предстоящего Большого избирательного цикла. Дескать, вы нам «мнение партии», а мы вам – «мнение общества». А когда «готовый подраться» выходит на бой с «готовым на всё» – это неравный поединок.

Во-вторых, аппарат Общественной палаты явно подыгрывал именно «губернаторским» выдвиженцам. Вот почему 16 «думских» общественников поначалу никак не могли встретиться для совместного совещания с 16-ю «губернаторскими» общественниками. Вот почему, кстати, после того, как в прошлом месяце 16 общественников из губернаторского списка и 16 общественников из думского списка избрали ещё 11 общественников из 32-х возможных (среди которых больше было «продумских» людей) - аппаратчики ОПы якобы потеряли протокол этого заседания. Аппарат Общественной палаты откровенно саботировал свои обязанности.

Тут надо ещё и вспомнить, что за два  года работы Общественной палаты у  неё так и не появилось своего здания для работы с гражданами, что не делает чести именно исполнительной власти, то есть губернатору Ипатову. Потому, что при губернаторе Аяцкове у Общественной палаты такое здание было – пряничный особнячок на Похоронной улице, с балкона которого выступал в своё время Сергей Миронович Киров.

В-третьих, «губернаторские» выдвиженцы в Общественную палату на всех совещаниях были подкреплены  высшими чиновниками из облправительства, а «думских» выдвиженцев никто не воодушевлял, ни подкреплял, ни заводил. Даже во время скандально известного 9-часового совместного заседания, когда попытались избрать недостающих 32-х общественников из т.н. гражданского общества, «губернаторских» подкармливали бутербродами, а «думских» аппаратная челядь с подносами обходила.

Тьфу, - сплюнете вы, - бутерброды, какая фигня на постном масле! А вот не скажите. Жизнь цепь, фиговины в ней звенья. Нельзя не предавать такой фигне значенья. Сначала «губернаторские» съели бутерброды без «думских», а потом схарчили и протокол 9-часового заседания. А это уже не мелочь («по карманам тырить»).

В-четвёртых, «думские» выдвиженцы по недомыслию ли, по лености ли, по легкомыслию ли, но допустили, чтобы новый состав Общественной палаты избирался уже после того, как губернатор был переназначен Президентом на новый срок. До того губернатор был «хромой уткой» и всё облправительство было «хромым утятником», а потому они не имели бы такого влияния на ход избирательного процесса в новую Общественную палату.

Теперь  же, когда губернатора переназначили, он, кстати, не перестаёт быть «хромой уткой», хотя бы потому, что в день, когда я пишу эти строки, ему исполнилось 60 лет. А на государственной службе, как известно, наш законодатель не рекомендовал находиться лицам старше этого возраста. То есть, губернатора в любой момент могут попросить, образно говоря, взять в руки пенсионерскую удочку и «грести ушами в камыши». Но эйфория переназначения не позволила чиновникам из облправительства, сопровождавшим процесс избрания Общественной палаты, осознать это в полной мере. А «думским» общественникам, как я заметил, этого тоже в голову пока не приходило. У них голова другим занята.

И вот, несмотря на все эти преимущества, люди из губернаторского списка общественников, рекомендованных в состав Общественной палаты Саратовской области, не смогли реализовать задачи, поставленные перед ними облправительством. Потому что это негодный человекоматериал. Губернатору Ипатову, также, как и губернатору Аяцкову, «работать некем». 

Ответ на вопрос: «Почему  это так важно?»

Потому, что губернатора это отнюдь не красит перед первыми лицами государства. Ведь ответственность за то, что Общественная палата не сформирована в установленный срок, лежит персонально на нём. Именно первое лицо губернии отвечает перед первым лицом Федерации за то, что общество в Саратовской области политизируется ускоренными темпами: ещё не Киргизия, но вектор именно на Бишкек.

Именно  губернатор отвечает за то, что выдвинул в Общественную палату записных скандалистов, которые устраивали с «думскими» общественниками склоку по любому надуманному  поводу.

Здесь кто-то из недоброжелателей губернатора  скажет, типа, «скажи мне, кого выдвигаешь, и я скажу, кто ты». Но в том-то и дело, я себя к недоброжелателям губернатора не отношу. И потому скажу следующее – чиновники  из облправительства, стремясь сделать  максимально лояльную Общественную палату, переусердствовали и развалили весь процесс.

Разумеется, те губернаторские выдвиженцы, кто  заявил о самороспуске, не имеют  более никакого морального права  впредь участвовать в работе новой Общественной палаты. Они показали свою полную недоговороспособность. А для члена Общественной палаты это означает только одно – стопроцентную непригодность. Потому что, теоретически, Общественная палата создаётся именно для того, чтобы в процессе дискуссии достигать консенсуса. Консолидированного мнения. Совместного согласия. Кто-нибудь может себе представить, чтобы Святой Отец, не найдя согласия со Святым Духом: кого считать Святым Сыном; заявил о самороспуске?! Кто-то из РПЦ должен всё-таки подарить новой Общественной палате икону с изображением Троицы.

Разумеется, люди, теряющие протоколы заседаний  Общественной палаты, также должны быть признаны профнепригодными. 

Ответ на вопрос: «Что теперь «думским» делать»?

Вообще  активной деятельности отдаётся предпочтение перед простым, пассивным бытиём. Поэтому нужна особая бдительность для того, чтобы пассивная деятельность привела к положительному результату. Момент её начала является одним из самых ответственных моментов. В нём неуместна всяческая «движуха», а нужна лишь замкнутая и сосредоточенная подготовка. «Думские» могут быть полны сил, но время ещё не благоприятно для их деятельности. Общественникам, выдвинутым в Общественную палату облдумой, не нужно нервничать и зеркально самораспускаться, на манер общественников выдвинутых в Общественную палату облправительством. Им нужно пребывать в образе нырнувшего дракона, т.е. мощного существа, которое скрылось и ещё не действует.

Эдуард АБРОСИМОВ, редактор радиостанции «Юмор FM в Саратове»

версия для печати

Общество


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович