Как надо судить Горбунова и Игонькина - Саратов Сегодня
18+ 28 Марта 2024, Четверг, 20:06
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Как надо судить Горбунова и Игонькина

21/01/2011 07:18

Остается только надеяться, что суд вообще состоится...

 

 

504 миллиона рублей дотаций федерального центра, выделенных саратовским крестьянам, пострадавшим от засухи прошлым летом, областное правительство оставило на своих счетах. Причём, считает такую работу хорошей и даже заслуживающей премий по окончании года. Вице-губернатор Александр Бабичев получил ещё одну премию в 200 тысяч рублей. Это помимо той, отчекрыжиной из фонда для пострадавших от пожаров.

Зажатые сельхоздотации ‑ это не единичный случай. Точно также облправительство замурыжило на неизвестные цели миллионы, выделенные Владимиром Путиным на достройку Театра юного зрителя. На достройку театра юного зрителя из федерального бюджета в первом квартале 2010 года было выделено 100 миллионов рублей. Из них как бы освоено 70. Остальные миллионы плавно перетекли в год нынешний. В ноябре того же 2010-го из Москвы в Саратов на те же нужды пришли уже 283 миллиона. Из них освоено - ноль. Министр культуры Владимир Синюков получил также 200 тысяч рублей премии от губернатора Павла Ипатова. Это тот самый Синюков, который нажучил Москву на звание «Почётный юрист РФ». Бабичев, кстати, у нас тоже «Почётный юрист РФ». Поди, копни его обстоятельства получения, окажется, такой же юрист, как и Синюков.

 

 

Уныние приходит, когда осознаёшь, что этим, с позволения сказать, отпетым «юристам» Правительство РФ вот-вот доверит 6 млрд 49 млн 630 тысяч рублей на исполнение проекта «Качество жизни (Здоровье)».

Депутат областной Думы Юрий Заигралов написал депутатский запрос губернатору Павлу Ипатову. Есть подозрение, что Ипатов сам замешан в этих неясных финансовых махинациях и навряд ли ответит что-то дельное и исчерпывающее Заигралову.

Депутат ГД РФ Николай Панков написал депутатский запрос прокурору области Владимиру Степанову. Но опять же навряд ли Степанов отдаст под суд заместителя председателя правительства Саратвоской области Сергея Горбунова, который так разнузданно координирует и контролирует деятельность областного министерства сельского хозяйства. Да и распоясавшегося с/х министра Александра Игонькина тоже под суд не отдаст. У нас вообще с правовой культурой в государстве катастрофа.

А было бы справедливо судить их судом присяжных заседателей, набранных из саратовских крестьян. Качество следствия всё-таки определяется не защитой, а судом, тем более когда будут присяжные. Вы присяжным объясните, что следствие проведено неправильно: не расследовано то, не расследовано это. Присяжные вам поверят? Значит, вы правы.

Обычно приводят такой пример. Помните, несколько лет тому назад в Питере присяжные оправдали группу подростков, обвинявшихся в убийстве таджикской девочки? Либеральная интеллигенция пыхала негодованием и кипела возмущением.

А потом случилось то, что в СМИ почему-то широко не освещалось. Спустя два года поймали истинных убийц, которые признались в содеянном. Стопроцентно доказанное дело. Оно слушалось не судом присяжных. Они получили срок. Т.е. тогда суд присяжных оказался прав. Комментаторы, возмущались решением суда присяжных и были неправы. Это тот редкий случай, когда история предоставила нам возможность реально убедиться в том, что 12 здравомыслящих людей могут вынести решение, которое кому-то не нравится, но оно будет более правильным, чем то, которое нам бы казалось правильным заочно. Нам, не сидевшим в деле.

Но на самом деле, в суд никто не пойдёт из тех, кто возмущается финансовыми махинаторами из облправительства. Если считать уровень недоверия к судебной системе 90% (это условное число, не подумайте, что есть хоть какая-то статичтика), то реальная беда судебной систему – процентов 30. Т.е. уровень недоверия намного выше, чем для этого есть основания. Но и 30% недоверия к судебной системе, объективные 30 – это очень плохо.

Судебная система – это та ветвь власти, которая должна быть абсолютно вне подозрений. Если в государстве нет доверия к судебной системе, то абсолютно точно не будет доверия ни к исполнительной, ни к законодательной власти. Если появляется доверие к судебной системе, то государство становится нормальным, общество становится здоровым. Потому что если мы доверяем судебной системе, мы идем в суд, и мы доказываем свою правоту в споре с чиновником, с законодателем, с соседом, с работодателем. И этому решению – нравится оно нам, не нравится – мы доверяем. Вот как я доверяю суду присяжных, нравится мне его решение или не нравится. Вот такое должно быть отношение к судебной системе.

Сейчас настал уже момент, созрела ситуация и есть возможности предпринять довольно резкие и видимые шаги к поднятию доверия к судебной системе. По инициативе Антона Иванова, председателя Высшего арбитражного суда, по решению Президента и Комиссии по противодействию коррупции (кстати, очень интересное заседание которой состоялось 13 января) начали публиковать решения арбитражных судов и Интернете, все, полностью. Разговоры про коррумпированность арбитражной системы резко снизились. Не пропали совсем, но резко снизились.

Потому что видно, что этот вот судья, он всегда по аналогичным делам выносит такое решение. А вот судья такой-то выносит такое же решение, а вот по этому делу почему-то другое. Возникает вопрос – почему? То же самое сейчас будет по судам общей юрисдикции.

Не сегодня, не сейчас, не по горячим следам, пускай через два месяца кто-то из Мосгорсуда подробно нам объяснит: судья Боровкова действовала правильно в том-то и том-то, неправильно – в том-то и в том-то, ей указано на недостатки, она получила выговор, у нее звездочку с погон сняли (хотя там погон нет, не важно). Общество хочет понимать, что происходит. Но ведь это же важно, не только для судьи Боровковой, но и для общества. Это важно и для судьи Петровой, Сидоровой, Козловой и так далее, когда они будут знать, что если ты забудешь стул дать или передать ходатайство для выдачи стула, то тебя накажут. Нельзя ввести доверие к судам декретом. Это кропотливая работа. Сегодня для государства это первоочередная задача. Нет судов – нет инвестиций, нет доверия к власти – нет государства.

Известен мировой опыт, что контроль над расходами судей является очень хорошей антикоррупционной мерой. Попробуйте сегодня ввести контроль над расходами, скажем, милиционеров. Невозможно. Знаете, почему невозможно? Потому что их миллион. Значит, проверяющих должно быть, как минимум, 500 тысяч, 200 тысяч. Это такие расходы бюджета… У нас просто нет денег на это, реально на это нет денег. А контроль над расходами судей можно ввести? Можно. Их несколько десятков тысяч на всю Россию.

При судебном департаменте, или при высшей квалификационной комиссии, или при администрации Президента РФ, т.е. не среди правоохранительных органов, должен быть создан специальный орган «a la» Служба маршалов США, специальный орган, который должен быть наделен правом оперативной деятельности в отношении судий. Но это не должны быть ни ФСБ, ни МВД, ни Следственный комитет. Потому что иначе возникает очень опасная ситуация – загнать судий под следствие, в милицию или ФСБ.

Это должен быть судебный орган, не входящий в другие системы. Орган, обладающий правом оперативной деятельности, орган, по предоставлению которого высшая квалификационная коллегия прекращает полномочия, орган, имеющий право на передачу дела в Следственный комитет и возбуждение уголовного дела, если там уже совсем криминал. Это системное решение. А есть технические приёмы. Например, в любой брокерской конторе любой телефонный звонок автоматически записывается. В судах должна быть такая же система – любой телефонный звонок в суд, из суда автоматически записывается. Нельзя будет судье позвонить, дать указание.

Ведь коррупция – это не взяточничество, это в том числе взяточничество. Вот судебная коррупция страшна не взяточничеством, а телефонным правом и административным ресурсом. Спросите у нас в Саратовской области, кто попробует судиться с губернатором Ипатовым по поводу хотя бы этих зачекрыженных полумиллиардов? Никто. Почему? А потому что судья против губернатора не вынесет решение. И против вице-губернатора Бабичева. И против зампреда Горбунова. Почему? А потому что от губернатора позвонят и дадут указание.

Вот председатель саратовского СЖР Лидия Златогорская ищет фашизм на страницах балаковской газеты, а на самом деле он уже тут, тихо вполз и окружил население, и впитался в ткань государственности.

На самом деле, судебная система этого уровня мирового судьи, районного судьи, она касается всех и каждого. Если сегодня не коснулась, коснется завтра в обязательном порядке. На вас наложат штраф за неправильный переход улицы. Если вы знаете, что в суде вы точно можете отстоять свои законные права, то милиционер, накладывающий на вас штраф и выносящий постановление, вам не страшен. А если вы знаете, что в суде от вас отмахнутся или сделают то, чего милиционер захотел, да ещё придут пять милиционеров, которые будут лжесвидетельствовать, то вам придётся с этим милиционером договариваться на месте. Вот так возникает коррупция. Мы в России всегда забываем одну истину: дорога длиною в тысячу ли начинается с первого шага. Мы всегда хотим всё и сразу. А если предлагаемая мера не всё и сразу, то она нам не нужна. Вот нам всё и сразу дайте, вот сейчас, по щучьему велению, по моему хотению. Не бывает такого.

Нужны определённые системные шаги, но постоянные. И начинать-то как раз надо с правоприменительной, судебной системы. Потому что если в судебной системе саратовские жители смогут найти защиту от произвола Ипатова, Бабичева, Горбунова, Игонькина, Синюкова, ‑ то им чиновник не страшен. Судебная система – это основание пирамиды.

 

 

Макс Арлов

версия для печати

Общество


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович