Стандарты и риски высшего образования - Саратов Сегодня
18+ 16 Мая 2021, Воскресенье, 11:58
«Вот эта любовь к Родине, которая находится в крови, в характере,
в генах нашего народа, делает нас сильными, объединяет вокруг общих задач»
Владимир Путин
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Стандарты и риски высшего образования

22/03/2013 10:36

Модернизация российского высшего образования - это глобальный процесс, в который оказались вовлечены не только преподаватели и студенты, но и представители реального сектора экономики. Саратовский государственный университет последовательно проводит мероприятия, предусмотренные реформой, добиваясь при этом хороших результатов. Прошедший в октябре семинар-совещание руководителей образовательных учреждений Приволжского федерального округа определил СГУ как одного из региональных лидеров университетской модернизации. Генеральный секретарь Ассоциации классических вузов России, проректор МГУ Игорь Борисович Котлобовский на конференции охарактеризовал Саратовский университет как самый яркий вуз ПФО, где этот сложный этап реформ идёт максимально хорошо.

О достижениях и проблемах реализации федеральных образовательных стандартов мы побеседовали с проректором по учебно-методической работе СГУ Еленой Генриховной Елиной.

Как Вы оцениваете нынешнее состоя¬ние реализации федеральных государствен¬ных образовательных стандартов в СГУ?

-              Я бы сказала, что в СГУ всё проходит в штатном режиме. Ещё три-четыре года назад у преподавателей преобладало негативное отношение к модернизации и введению уровневой системы образования. И преподаватели СГУ здесь ничем не отличались от преподавателей других российских вузов и даже от преподавателей всей Европы. Их можно понять: когда нас призывают вести занятия в интерактивном режиме, когда нас призывают к партнёрскому обучению, когда нам говорят, что студент и преподаватель должны быть равноправными участниками учебного процесса, всё наше преподавательское естество восстаёт. Традиционные позиции сильного, всезнающего преподавателя, готового ответить на все вопросы, и слушающего, внимающего студента не могут существовать в новых условиях. 6 условиях, когда Интернет стал пространством сотрудничества, мощным пространством общения, студент может почти на любой вопрос получить примитивно-однозначный ответ. И нередко студенту чудится, что это и есть настоящая наука.

Сколько бы мы ни говорили, что преподаватель входит в аудиторию обогащённый собственным интеллектом, собственным взглядом на предмет, собственными научными исследованиями, - далеко не каждому студенту требуется получение тех знаний и умений, которые даёт преподаватель в сверхполном объёме. Не секрет, что многих устраивает и получение статусной, достаточной информации. 8 нынешнюю эпоху - у меня есть данные по европейским и американским университетам - выяснилось, что за время традиционной лекции процент запоминания и усвоения колеблется от 0 до 10%. Если же преподаватель и студент работают в партнёрской системе обучения, находятся в режиме диалога, здесь резко возрастает процент усвояемости материала - почти S0%. Это огромная цифра, но она тоже на-водит на грустные мысли о нашем КПД.

-              А как же добиться оптимальной эффективности?

-              Выясняется, что 100% результата достигает тот студент, который добывает знания самостоятельно. Он получил от преподавателя указания, определённый маршрут следования, источники, была прочерчена траектория - а дальше по этой траектории студент работает сам. Мне кажется до тех пор, пока мы пренебрегаем этими цифрами, мы не поймём нашего студента.

 

-              Это должно повысить роль дистанционного обучения?

-              Да, разработанная в университете система «Ipsilon» во многом этому способствует. У нас, в отличие от других вузов, есть такая система. Мы можем её активно использовать для направления и контроля самостоятельной работы. То есть мы можем дать студенту ту самую траекторию, а дальше он приходит домой, имея свой аккаунт в системе «Ipsilon», и может напрямую общаться и с преподавателем, и - в чём главная прелесть этой системы - с другими студентами своей группы, курса, обсуждать какие-то вопросы, выполнять какие-то задания вдвоем-втроем. Сейчас это всё поощряется, потому что в стандартах в качестве одной из ведущих компетен-ций для будущих выпускников закладывается компетенция, которая звучит так: «умение работать в команде».

-              у «Ipsilon» есть потенциал стать обучающей социальной системой?

-              Она уже стала обучающей социальной системой. Достаточно сказать, что университет ведёт сразу несколько социальных проектов на основе «Ipsilon». В частности, это обучение студентов с ограниченными возможностями и так называемое инклюзивное образование. Здоровые лкади и люди с ограниченными возможностями должны обучаться в одном пространстве. То, чему в России много лет не уделялось внимания. Система «Ipsilon» - одна из форм социальной адаптации.

-              Как Вы оцениваете уровень подготовленности сотрудников СГУ к новому этапу модернизации образования?

-              Мы пока единственный в России национальный исследовательский университет, который провёл уже две стажировки в Учебном центре подготовки руководителей в городе Пушкин (Санкт-Петербурге). Мы дважды отправляли туда по 50 преподавателей университета. И программа полностью была посвящена федеральным государственным образовательным стандартам. Когда мы в 2011 году направили преподавателей на стажировку, основными вопросами были такие: как создавать учебные планы, писать рабочие программы, подсчитывать кредитные единицы. Прошёл год - этих вопросов уже кет. Основной пафос программы связан с новыми образовательными технологиями, с интерактивными технологиями, которые могут реализовываться в университете. По результатам стажировки мы подготовили коллективную монографию «Образовательные технологии в Саратовском государственном университете». У неё 50 авторов, по числу тех, кто стажировался в Пушкине. В издание вошли и те технологии, которыми щедро поделились сотрудники Учебного центра подготовки руководителей, и те, которые придуманы нашими преподавателями. Эта книга, надеюсь, выйдет в начале 2013 года. А сейчас у нас новый проект: мы пригласили на стажировку 40 преподавателей, которым ещё не исполнилось 40 лет. Им о новых образовательных технологиях рассказывают не приглашённые мэтры, а наши же преподаватели, прошедшие стажировку в Учебном центре подготовки руководителей. Причём это не просто воспроизводство тех знаний, которые они получили ранее. Разработаны новые лекции, новые деловые игры, новые интерактивные занятия - их мы и предлагаем нашим молодым коллегам.

Что это всё нам даёт? Это нам даёт возможность не просто на формальном, а на фактическом уровне узнать, как про-ходит реформа в Саратовском университете. У нас постоянный приток тех людей, которые пытаются осмыслить проблему модернизации высшего профессионального образования на достаточно глубоком - уже не просто на методическом, а на научно-методическом - уровне. Я вижу, что люди, вернувшиеся со стажировок, привносят очень много новых идей на факультеты. И только хочется пожелать, чтобы на факультетах и в институтах это в большей и меньшей степени было потом внедрено и реализовано.

-              С какими рисками мы сталкиваемся при реализации ФГОСов?

-              Первый риск заключается в том, что, к большому сожалению, многие работодатели очень часто воспринимают бакалавриат как незаконченное высшее образование. Эта ошибка должна сама себя изжить. Её нельзя изжить никакими законами. В законе указано, с каким уровнем образования должны брать человека. Бакалавриат - это высшее образование. Это тоже сказано, но в другом законе. А вот работодатель очень часто в своём сознании эти законы не совмещает. Мы уже видели случаи отказа принятия на работу выпускников-бакалавров.

С другой стороны, ещё один риск - это проблема трудоустройства магистров. Дело в том, что (сознательно или бессознательно) высшая школа восприняла уровень под названием «магистратура» как одну из ступеней в научной карьере человека. Забывая о том, что магистратура в принципе призвана готовить непосредственно к профессиональной деятельности. И есть опасения, что произойдёт то, от чего уходили: выпускнику всё равно придётся на производстве доучиваться, перестраиваться, в то время как магистратура как раз призвана давать возможность человеку пройти эту социально-профессиональную адаптацию и прийти уже готовым специалистом.

Надо сказать, что в нашем университете как раз много магистратур, которые сделаны, по сути, по запросам работодателей. У нас есть, например, магистерская программа «Система управления средствами массовой информации и коммуникации», созданная по заказу Правительства Саратовской области. На факультете психологии готовится к открытию программа по юридической психологии по заказу правоохранительных органов. У нас есть магистратуры, открытые по заказу работодателей, например, магистратура «Налоговое, бюджетное, банковское право» на юридическом факультете. Мы очень активно привлекаем работодателей к учебному процессу. По стандартам мы должны сделать так, чтобы до 10% преподавателей были напрямую связаны с производственной сферой. У нас во всех образовательных структурах созданы советы работодателей.

-              Они будут работать?

-              Они должны работать. Прогресс есть, и прогресс очень большой. Ещё пять лет назад мы анкетировали наших потенциальных работодателей и спрашивали, что изменить в учебном процессе, какие курсы дать, чтобы наши выпускники были компетентны, чтобы они вас устраивали. Тогда нам давали такие ответы: «Вы сами напишите, а я подпишу» или «Ну что вы, вы университет, у вас профессура, вы сами всё знаете в три раза лучше». То есть работодатели занимали пассивную позицию. Сейчас, поскольку их активно привлекают в качестве экспертов и Министерство образования и науки, и профессиональное сообщество, они стали более активными. Многие фирмы, промышленные предприятия, учреждения науки, культуры нашего региона с гордостью считают себя работодателями выпускников СГУ. А мы с удовольствием сотрудничаем с нашими работодателями.

Беседовал Кирилл ЗАХАРОВ

 

 

версия для печати

Интервью


Культура и наука

«ПОДПИСАЛСЯ САМ?! – ПОДПИШИ ТОВАРИЩА!»

Ракурс


Провинциальный телеграф

ПнВтСрЧтПтСбВС
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Фоторепортажи

Видеорепортажи

Прямая речь

< >
< >
< >
Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Креатив-С"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 23-65-01.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович