Новые госстандарты дали большие возможности, но вызвали много вопросов - Саратов Сегодня
18+ 16 Мая 2021, Воскресенье, 13:30
«Вот эта любовь к Родине, которая находится в крови, в характере,
в генах нашего народа, делает нас сильными, объединяет вокруг общих задач»
Владимир Путин
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Новые госстандарты дали большие возможности, но вызвали много вопросов

07/11/2012 06:06

Чего ожидать будущим абитуриентам и сегодняшним студентам от обучения? Каким образом изменился подход к образованию в саратовском вузе? Какими умениями будут обладать выпускники образовательного учреждения? Об этом корреспондент «Времени» побеседовала с проректором по учебно-методической работе, профессором кафедры общего литературоведения и журналистики СГУ Еленой Генриховной Елиной.

С октября 2011 года проводился трехуровневый мониторинг эффективности внедрения ФГОС. Первые два этапа были всеохватывающими, но поверхностными. Третий затронул университеты только трех регионов, но характер исследования был более глубоким. Одной из областей, где проводилась тщательная проверка, стала Саратовская область. Мониторинг стал толчком для активных профессиональных дискуссий о качестве образования в России?

Мониторинг проводился по заданию Минобразования с привлечением Ассоциации классических университетов России (АКУР) как по горизонтали, так и по вертикали по всей стране. И, действительно, три области, среди которых и Саратовская, были выбраны для глубокого мониторинга. Под исследования попали вузы, подведомственные Министерству образования и науки РФ: наш, Технический университет, Социально-экономический, Академия права.

Работали профессиональные социологи, используя методы анкетирования и опроса. Причем опрашивали всех участников образовательного процесса: преподавателей, студентов, администрацию вузов, учреждений средних и начальных профессиональных учебных заведений. Мониторинг показал, что в вузах почти 100% респондентов знают, что страна перешла на стандарты нового поколения, в колледжах – около 50%, в учреждениях начального профобразования – в курсе менее 20% участников опроса.

Мониторинг был предлогом, очень  серьезным, но всего лишь предлогом  для разговора о том, что сейчас происходит в профобразовании, на каком  этапе осмысления стандартов мы находимся, какие проблемы возникают у каждого участника образовательного процесса. Мы хотели поговорить о разнице между степенью соответствия ожиданий и получения первых результатов.

Как проходил семинар? Кто стал его участником?

По завершении мониторинга АКУР должна была рассказать в регионах о результатах, и настроить обратную связь, понять, как они это воспринимают. Было принято решение провести совещания во всех федеральных округах. ПФО стал первым. И наш классический университет принял на себя миссию организатора конференции. Это был первый подобный опыт. Редкий случай, когда в семинаре принимали участие с одной стороны представители трех типов образовательных учреждений, с другой – организаторы образования (Министерство науки и образования РФ), с третьей – представители федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзор) во главе с директором национального аккредитационного агентства РФ Денисом Владимировичем Пономаревым.

Поскольку идет модернизация образования, к нам приехали люди высокого профессионального класса. И очень часто они давали открытые ответы, ответы-раздумия, ответы, которые строились в режиме диалога. Начальник отдела нормативно-методического регулирования содержания образования и организации образовательного процесса Департамента государственной политики в сфере высшего профессионального образования Минобрнауки России Ирина Евгеньевна Апыхтина рассказала о том, что министерство переходит на систему обратной связи. Они будут публиковать проекты приказов на специальном методическом сайте, представители вузов смогут участвовать в обсуждении проектов. На моей памяти такое происходит впервые.

Следующее совещание пройдет в Уральском федеральном округе, в Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

Зарегистрировалось на совещании 124 приезжих, вместе с саратовцами -140 человек. Но на пленарном заседании собралось около 400 человек. Секцию высшего профобразования, которая проходила на следующей день, посетили не 100 человек, как предполагали, а 192 человека, то есть интерес к затронутым темам был колоссальный. После конференции у исполнительного директора АКУР Евгении Владимировны Караваевой возникла идея проводить такие совещания каждый год, в разных городах региона, потому что потребность в этом есть.

– Неслучайно именно СГУ стал площадкой для проведения съезда. По результатам мониторинга была создана книга «Опыт внедрения ФГОС учреждениями профессионального образования: мониторинг вузов и колледжей». В статьях московских исследователей классический саратовский университет неоднократно фигурирует как положительный пример выполнения ФГОС. Но, наверняка, не все трудности преодолены. С какими вопросами еще предстоит разобраться?

– Книга отражает и суть мониторинга, и структуру конференции. В первой части - статьи экспертов, преимущественно московских. Во второй – лучшие практики вузов и колледжей. В третьей - статьи СГУ о своих достижениях и проблемах.

Столичные эксперты довольно часто  ставят Саратовский университет  в пример. Например, когда речь идет о повышении квалификации преподавателей. Ведь у нас создана интересная система корпоративного повышения квалификации, нам удалось в течение двух лет обучить сто преподавателей в одном из лучших образовательных центров, в Санкт-Петербурге. Также социологи отмечают, что у нас идет программа участия работодателей в учебном процессе. Мы постоянно фигурируем как лучшие.

Под госстандарты необходимо было разработать методическое обеспечение. В отличие от других вузов преподаватели в СГУ проводили эту работу за дополнительный заработок. За два года на эти цели было потрачено более 30 миллионов рублей.

Среди сложностей, общих для всей страны, но и затрагивающих наш  университет – это желание  уложить пятилетний образовательный  курс за четыре года. Основная часть моей работы связана с изменением психологии преподавателей. Ведь новая система предполагает не камуфлирование старых программ, а кардинальные изменения. Но это этап, через который все пройдут через 5-10 лет.

Вторая трудность заключается  в непонимании того, какое место занимает магистратура в судьбе каждого студента, в цепочке бакалавриат – магистратура – аспирантура.

Есть специфичная проблема, связанная  с тем, что наш университет  является национальным исследовательским. И по программе развития НИУ в университете подготовлено огромное количество профилей бакалавриата и магистерских программ. Научные школы в университете настолько сильны, что кафедры институтов и факультетов университета готовы разрабатывать новые профили и новые магистерские программы. Безусловно, это очень хорошо, потому что это большой спектр выбора для абитуриентов, перспективы роста для каждой кафедры, удовлетворение интересов новых преподавателей. Но это приводит к непомерному росту нагрузки на преподавателей, а в условиях национального исследовательского университета, когда преподаватель должен заниматься  еще и наукой, и инновационной деятельностью, мы заинтересованы в том, чтобы учебная нагрузка уменьшалась. Возникает противоречие. Потенциал колоссальный, а штатные ресурсы ограниченные. Важно соблюдать баланс -  с одной стороны, защитить интересы преподавателей, с другой – защитить интересы будущих абитуриентов, предлагать им новые направления.

– Какие новые методы применяет  университет, чтобы удержать внимание современного студента?  

Новые условия, новая действительность требует расширения спектра образовательных технологий. Это не значит, что мы должны отказаться от традиционных технологий. Студенты, оторвавшиеся от социальной сети ради лекции, с большим трудом высиживают даже полтора часа. Студент не может сейчас не быть в диалоге с преподавателем. У него компьютерное мышление, и сейчас лектор не является единственным источником знаний. Нужно увеличивать долю самостоятельной работы студента. В университете для этого созданы колоссальные возможности, в том числе и система дистанционного образования «Ipsilon».

Мы начинаем применять на занятиях очень интересные методы. После нашей последней стажировки в Пушкине мы с преподавателями подготовили коллективную монографию «Образовательные технологии в СГУ». Первые две части теоретические: образовательные технологии в вузах в России, Европы и США, тезаурус интерактивных образовательных технологий. Третья - учебно-методические материалы, опыт СГУ и учебного центра в Пушкине. Вы можете увидеть здесь такие игры, как аукцион знаний, интеллектуальный футбол, интервью больших групп, педагогическая мастерская или ателье, мировое кафе. Это не сухие рекомендации, а готовый механизм для преподавателя. Я могу с гордостью сказать, что это первый в России опыт собранных технологий для проведения современных занятий. Скоро те, кто был на стажировке в Пушкине и создал эту книгу, будут передавать свои знания сорока нашим молодым преподавателям.

– ФГОС предполагает, что изменятся  не только формы, технологии образования, но и сам студент по выходе из вуза будет обладать нечто большим, чем просто профессиональными навыками. Чем?

Прежние госстандарты строились на ЗУНах (знания, умения, навыки), нынешние - на так называемых компетенциях – профессиональных и общекультурных. Учитываются не только конкретные знания человека, но и его личностные качества: умение работать в команде, коммуникабельность, возможности креативной деятельности. Очевидно, что эти компетенции формируются и на занятиях, и во внеучебное время. В вузе должна быть создана соответствующая социокультурная среда:  это зависит и от тех, кто организуют воспитательную работу со студентами, работу в разных клубах, кружках по интересам, шефскую работа, работу в детдомах. В СГУ это направление очень мощно развито. Но пока еще по всей России не до конца отработаны оценочные средства для измерения таких компетенций.

Второе важное, что входит в новую  идеологему - идея диктовки заказа специалиста со стороны работодателя. Работодатель формирует идею того, какой нужен профессионал для его компании, вуз создает образовательную программу. Абитуриент теперь сразу сможет увидеть, на какого работодателя в будущем он может рассчитывать.

У учреждений профессионального образования благодаря новым стандартам есть много возможностей и способов для совершенствования образовательного процесса, но порой они вызывают вопросы. Семинар, прошедший в СГУ, позволил ректорам и преподавателям тщательно и всесторонне обсудить возникающие сложности.

Наталья Попова

Источник: газета «Время. События. Мнения. Тенденции».

версия для печати

Интервью


Культура и наука

«ПОДПИСАЛСЯ САМ?! – ПОДПИШИ ТОВАРИЩА!»

Ракурс


Провинциальный телеграф

ПнВтСрЧтПтСбВС
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Фоторепортажи

Видеорепортажи

Прямая речь

< >
< >
< >
Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Креатив-С"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 23-65-01.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович