Игорь Плеве, ректор СГТУ: - Саратов Сегодня
18+ 15 Мая 2021, Суббота, 21:14
«Вот эта любовь к Родине, которая находится в крови, в характере,
в генах нашего народа, делает нас сильными, объединяет вокруг общих задач»
Владимир Путин
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Игорь Плеве, ректор СГТУ:

02/06/2010 08:41 "Идти учиться надо туда, где есть реальное будущее".

13 мая в Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему «Современное инженерное образование как важнейшая составляющая технологической модернизации России». в условиях формирования инновационной экономики, задач по модернизации и технологическому обновлению, которые ставит руководство РФ, подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных инженерных кадров является особенно актуальной. Ректор Саратовского государственного технического университета Игорь Плеве рассказал, каким он видит будущее развитие инженерного образования. 

Игорь Рудольфович, расскажите подробнее, о чем шла речь на слушаниях?

В работе парламентских слушаний приняли участие парламентарии, представители органов государственной власти и управления нашей страны, общественных, научных организаций. Проблема подготовки квалифицированных конкурентоспособных инженерных кадров сегодня включает множество аспектов: это и проблема наиболее эффективного взаимодействия работодателя с вузами, это и проблема пополнения профессорско-преподавательского состава молодыми кадрами, и повышение престижа профессии. Мы вынуждены констатировать: концепция современного инженерного образования до сих пор не утвердилась.

Хочу подчеркнуть: у нас на протяжении долгого времени была достаточно жесткая градация: в одних учебных заведениях готовят представителей рабочих специальностей, в других – техников, в третьих – инженеров. К сожалению, понимания, что для современной экономики, инновационной экономики, сложившаяся структура подготовки кадров безнадежно устарела, нет. Мы говорим о серьезном прорыве в технологиях, о серьезном прорыве вообще в системе промышленного производства, а в подготовке кадров продолжаем мыслить категориями середины XX века. Сейчас на современном предприятии, оснащенном самой передовой техникой, могут работать и реально работают люди, имеющие высшее техническое образование. Поэтому я рад, что понимание подготовки современных инженерных кадров, которое сложилось в Саратовском техническом университете, уже сегодня в полной мере полностью совпадает с теми задачами, которые ставят перед нами и президент нашей страны, и премьер-министр. 

Тогда какое место в этой сложившейся системе занимают профобразование, НПО, СПО?

Существующая система с разветвленной структурой профтехучилищ создавалась в 50-60-е годы прошлого века и была необходима для того времени, для того уровня развития промышленности. Изменились страна, экономика, задачи, а мы продолжаем готовить на старом оборудовании, по старым программам рабочих низших разрядов. В условиях современной промышленности это выглядит анахронизмом. А главное – модернизировать эти учебные заведения не представляется возможным. Сегодня они в большей степени выполняют не образовательные, а социальные функции. Но мне могут возразить: слесарь, сантехник, столяр в любом случае нужны. Возникает закономерный вопрос: а сколько их вообще надо для современной экономики? Никто не знает. Да и подготовить рабочего 3-го разряда любой специальности, которых готовят НПО, можно не за 2-3 года, а за 2-3 месяца в любом учебном центре или на производстве. Далее, на практике получается, что большинство окончивших ссузы приходят затем получать высшее образование в вузы. Поэтому я считаю, что целесообразнее не заниматься модернизацией системы среднего профессионального образования, а включить подготовку этих специалистов в систему высшего образования. Не растворяя ее там, а сохранив специфику, обеспечить возможность тем ребятам, кто хочет учиться далее, получать бесплатное высшее образование. К этому нас волей-неволей подталкивает переход на двухуровневую систему высшего образования. 

Ваше видение развития системы высшего образования в условиях двухуровневой системы?

Можно много рассуждать, зачем мы разрушаем нашу систему – продвинутую, интересную. Но решение принято, мы входим в Болонский процесс, и здесь надо в меньшей степени рассуждать, хорошо это или плохо. Прежде всего надо думать, как сделать ее более адекватной, более приспособленной к нашей российской действительности.

Многие, в том числе и руководители вузов, пытаются доказать, что бакалавр – это специалист с неполным высшим образованием, что четырех лет недостаточно, чтобы обеспечить ту подготовку, которую давали специалисту. Кстати, на прошедших слушаниях в Совете Федерации это можно было наблюдать. Я считаю, если правильно подойти к программе бакалавриата, то без ущерба для качества подготовки мы эту работу выполним.

Давайте посмотрим на те программы, по которым мы учились и по которым учатся сейчас наши студенты. Мы реально увидим, что на первом курсе преподают те дисциплины, общие предметы, которые к подготовке данного специалиста по данной специальности вообще никакого отношения не имеют. В советские годы – по марксизму-ленинизму, сейчас – по целому ряду гуманитарных дисциплин.

Создается впечатление, что мы в большей степени заботимся не о качестве специалистов, а о том, как мы будем сохранять нагрузку для тех преподавателей, которые могут ее лишиться.

Кроме того, в системе специалитета значительное место отводится написанию дипломных проектов, это работа с учетом в перспективе поступления выпускника в аспирантуру. Для получения статуса бакалавра такие работы, возможно, и не нужны. Такая глубокая проработка темы необходима для тех, кто пожелает учиться далее в магистратуре. Я считаю, магистратура, применительно к инженерным специальностям, должна быть разделена как бы на две части. Для тех магистрантов, которые ориентируются в дальнейшем идти в науку, магистерская работа должна быть сразу привязана к будущей кандидатской диссертации, а подготовка и сдача кандидатских экзаменов должны быть обязательны. К сожалению, здесь не всегда есть понимание необходимости такого подхода, и нам придется очень серьезно работать.

Второе направление – в магистратуру идут те ребята, которые получили образование бакалавра по технической специальности и хотят быть более востребованными на рынке труда, хотят открыть собственное дело.

Им необходимы на втором уровне более глубокие знания в управлении, экономике, психологии. И те, кто считает и пытается доказать наличие экономических и гуманитарных специальностей в техническом вузе непрофильными, глубоко заблуждаются.

Переход на двухуровневую систему подготовки – это не только проблема вуза, это проблема страны в целом, потому что касается практически каждого гражданина. Надо убеждать родителей, и школьников, и работодателей на всех уровнях системы управления в том, что бакалавр – полноценный человек с высшим образованием, который знает все, что необходимо инженеру. Эти задачи сейчас надо решать комплексно всем миром. 

Работодатель предъявляет постоянные претензии, что недоволен качеством подготовки, что современным специалистам не хватает то одного, то другого. Каким должен быть современный инженер?

А кто этот работодатель? Руководитель крупного промышленного холдинга или руководитель организации в 10-15 человек? К сожалению, руководители многих предприятий в отношении подготовки кадров продолжают размышлять категориями 20-летней давности. Были тогда государственные предприятия и государственные вузы. А сейчас большинство предприятий – негосударственные. Значит, и подход должен быть другим. Меня интересует, а что то или иное предприятие сделало для точечной подготовки специалиста? Если хочешь получить добротного специалиста под конкретную задачу, то надо вкладываться. Те руководители, кто реально заинтересован в этом, идут на создание филиалов кафедр на своих предприятиях, выделяют финансовую поддержку на выплату стипендий, помогают в оснащении учебных лабораторий, выбирают будущих специалистов еще на стадии студенчества, «ведут» перспективных ребят.

Что касается современного инженера, мы должны понимать, что сегодня готовим наших выпускников не только для крупных государственных предприятий, а в целом для экономики нашей страны. Задачи, поставленные на уровне президента, требуют, чтобы мы осуществляли подготовку кадров и для малого, и для среднего бизнеса. С другой стороны, развитие бизнеса менеджерами чистой воды без соответствующей технической подготовки – это утопия. Поэтому инженер, которого мы сейчас должны готовить, – это человек, который будет сочетать в себе высокий профессионализм по выбранной им специальности, умение управлять различного рода предприятиями – малыми, средними, крупными, быть руководителем группы инженеров. То есть ему необходимы управленческие навыки, плюс к тому он должен быть экономистом, не просто размышляющим о проблемах экономики в целом, а экономистом, который будет работать на конкретные задачи конкретного производства. Сочетание этих направлений и дает картину, каким должен быть современный инженер.

Кроме того, мы предлагаем (хотя не всегда этот процесс идет быстро): ребята, у кого есть возможности и желание, в нашем вузе могут осуществлять обучение не только по своей специальности, но и получать параллельно высшее образование по техническим, управленческим или экономическим специальностям. 

Что делается в СГТУ для повышения престижа профессии инженера?

Инженерные специальности сегодня не просто востребованы – они необходимы для экономического прорыва нашей страны. Вузу в какой-то степени такой подход облегчает профориентационную работу среди школьников. Мы стараемся сегодня работать с абитуриентом напрямую.

Сегодня явно недостаточно просто говорить, насколько хорошо у нас учиться, какие хорошие предметы здесь преподают, насколько интересно студенту здесь жить, – об этом говорят и другие вузы. Мы считаем, что должны сделать так, чтобы ребенок реально увидел, как он будет учиться, в каких лабораториях и аудиториях. Уже в этом году мы не только приглашаем абитуриентов на день открытых дверей (кстати, мы стали проводить подобные встречи ежемесячно с сентября по май). Если есть желание со стороны выпускников, мы привозим их в вуз, показываем наши лаборатории, они могут, что называется, прикоснуться непосредственно к учебному и научному процессу в университете.

Кроме того, у нас формируется система школьного технопарка на базе университетских лабораторий. Создается целый кластер школьного технопарка, чтобы каждый школьник почувствовал, что он может сам сделать своими руками тот или иной продукт, какое-нибудь изобретение, пусть маленькое, скромное. Но он это должен почувствовать. Школьный технопарк—это одна из форм работы, которые реально, на деле, показывают, насколько интересно у нас учиться и насколько полезно будет то, что они научатся делать.

У нас так случилось, что головой и мозгами работают многие, а вот «правильно приделанные» руки – это проблема не только в семье, но и проблема в целом для нашего государства.

Со следующего года мы также планируем тем, кто захочет потенциально поступать в технический университет, предложить посмотреть и поучаствовать, как будет работать наша информационно-образовательная среда. Через Интернет с любого компьютера ребята смогут ознакомиться с тем или иным лекционным курсом, посмотреть, какие лабораторные работы выполняют студенты 1-го курса, какими возможностями они обладают, как используются современные информационные технологии в системе обучения. Хочу отметить, это не дистанционное обучение – это обучение, которое сочетает в себе современные методы.

Мы осуществляем и активную информационную поддержку профориентационной работы. В проекте для абитуриентов «ВыбериВостребованнуюПрофессию» не просто рассказывается о специальностях, а в доступной, ясной форме идет реальный диалог с выпускником о преимуществах и сути той или иной профессии. Люди, сделавшие карьеру в этой сфере, делятся своим опытом и тем, как нашли себя в профессии, за что ценят свою работу. Есть у нас и несколько телевизионных программ, в которых, помимо новостей университета, мы показываем потенциальному абитуриенту, как студенты на практике овладевают профессией на филиалах кафедр на предприятиях, как лучше сориентироваться на рынке образовательных услуг, а впоследствии найти себя в той или иной профессии технического профиля.

Сегодня любому молодому человеку важно понять: надо идти учиться не туда, где легче, а туда, где у тебя будет реальное будущее.

На мой взгляд, существующая на сегодняшний день система подготовки в СГТУ не вполне соответствует нашим представлениям и реалиям сегодняшнего дня, но мы не стоим на месте, мы стараемся сделать так, чтобы образование, полученное нашими выпускниками, было реально востребовано, чтобы система подготовки была максимально приближена к потребностям современной экономики и была понятна всем. 

Газета  «Известия», вторник, 1 июня 2010 года

№ 97 (28112)

версия для печати

Интервью


Культура и наука

«ПОДПИСАЛСЯ САМ?! – ПОДПИШИ ТОВАРИЩА!»

Ракурс


Провинциальный телеграф

ПнВтСрЧтПтСбВС
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Фоторепортажи

Видеорепортажи

Прямая речь

< >
< >
< >
Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Креатив-С"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 23-65-01.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович