Тридцать три зрителя "На грани" - Саратов Сегодня
18+ 20 Апреля 2024, Суббота, 0:07
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Тридцать три зрителя "На грани"

18/06/2015 10:16 Все "На грани", все практически на пределе. Кто бы мог подумать, что новое рождение саратовского экспериментального театра окажется настолько символичным, что переименование, которое с некоторых пор получил проект "Свободный театр", невольно будет ассоциироваться с тем бедственным жилищным положением, в котором он вынужден был оказаться. И, может, на первый взгляд кажется, что ничего такого уж бедственного или трагичного в этом положении нет - все-таки мастерская квартирует не по самому богом забытому адресу, как, например, это было с ДК "Россия", а приглашает зрителей во вполне себе удобный район, на улицу Киселева - но, чтобы рассуждать об условиях актерского существования, нужно во что бы то ни стало оказаться "На грани".

Наплыва посетителей здесь нет и быть не может. Просто потому что комната - именно комната, не зал - в которой проходят представления, рассчитана всего на тридцать три места. Конечно, в Саратове уже есть примеры камерных театров, ютящихся в подвальных этажах жилых зданий, однако, только сравнивая, понимаешь, что теснота тесноте рознь. И сказать про труппу, что она существует в тесноте, да не в обиде, тоже не получается, потому что кто-нибудь из власть предержащих, конечно, мог бы позаботиться о том, чтобы помочь театру организовать давно планируемый переезд. Хотя, пожалуй, все это звучит наивно: любой скажет, что, по саратовским меркам, театр еще мало ждал. Взять хотя бы пример с "Самокатом" - и все сразу встанет на свои места.

Хотя, конечно, равнять театры муниципальные и частные было бы очень неосторожно. Последние готовы сами платить аренду за нужный им зал. Все, что требуется от чиновников на первом этапе - это оказание помощи в организации переезда. Руководство "На грани" уже присмотрело новое, более просторное помещение, расположенное на проспекте Кирова. Переместиться в него театр может хоть завтра. Но при этом играть актерам будет негде и не на чем: нужны средства, чтобы обустроить зрительный зал и сцену, которая, помимо всего прочего, нуждается в дорогостоящей аппаратуре. "Мы ни у кого не просим помещения, потому что, если нам его дадут, это будет там, куда наши зрители никогда в жизни не доедут - например, в Заводском, где у города много ненужных помещений. А проспект - это самое место для театра, это будет украшением города. Сейчас у нас достаточное количество спектаклей - было бы, где играть. Они, несчастные, лежат в чемоданах, в коробках, и ждут. Они объемные, а в это помещение не каждый спектакль запихнешь. Спектаклей у нас в репертуаре около одиннадцати, а играем мы здесь около пяти", - сетует на вынужденные "жилищные"неудобства художественный руководитель "На грани" Ия Воробьева.

Собственно, в бывший магазин на улице Киселева, известной саратовцам больше как "похоронная" улица, коллектив "На грани" перебрался два года тому назад. Состояние помещение оставляло желать лучшего, поэтому для того, чтобы хотя бы минимально обустроить быт, актерам пришлось немало потрудиться. Вначале горы грязи и мусора повергли их в шок. Разумеется, культурный, потому что сперва трудно было понять, как на тридцати квадратных метрах разместить зрителей, актеров и декорации; как заставить публику преодолевать естественный страх, спускаясь по узкой и крутой лестнице, ведущей будто бы в подземелье; как организовать тесное пространство таким образом, чтобы у артистов появилась возможность не только работать на так называемой сцене, но еще и репетировать, переодеваться и пользоваться такой роскошью, как уборные. "Это был старый магазин с кучей грязи, с ящиками. В дальней комнате, где у нас раздевалка, была горка для съезда грузовых тележек. Мы даже колонны за мусором сразу не разглядели. Но в первую очередь мы думали о зрителях, которым будет добираться сюда ближе, чем на 3-ю Дачную", - вспоминает Ия Воробьева. В итоге в помещении удалось обустроить туалет и даже отыскать комнатку, чтобы сложить в нее декорации к десяти спектаклям из основного репертуара.

"Я - режиссер очень специфичный, у меня в каждом спектакле тоже какой-нибудь покойничек заводится", - со смехом комментирует Воробьева факт тесного соседства театра с бюро ритуальных услуг. Впрочем, аншлаговая постановка "Старуха" по Даниилу Хармсу, которой "На грани" завершил на минувшей неделе свой театральный сезон, не требует никаких особых комментариев на сей счет.

Во многом, уход "на каникулы" для труппы стал вынужденным, поскольку играть в жару в маленькой комнатке без кондиционера, было бы изощренным "садизмом" по отношению и к публике, и к самим актерам. Возможно, какие-то постановки еще состоятся в июле, однако проходить они будут уже на свежем воздухе, благо организовывать уличные представления труппе не привыкать.

В ближайшее время артисты приступят к репетициям новой постановки, подробности которой Ия Воробьева пока держит в секрете. Известно, что текст повести из трех частей, которая будет инсценирована, принадлежит современной писательнице. "Это будет очень нежный спектакль. Я хочу сделать очень женскую пьесу, в которой будут играть женщины, для женщин, и для мужчин, и для всех. Это очень человеческая история целого поколения, включая сталинские репрессии, евреев", - рассказала режиссер-постановщик "На грани". По мнению Воробьевой, более подробно анонсировать находящийся в работе материал пока рано - сначала его нужно как следует "обкатать", и вообще убедиться в том, что театр сделал удачный выбор. Впрочем, грядущее обновление репертуара заставляет "На грани" поторопиться со сменой "места жительства". Актерам необходимо как можно скорее начать репетиции в новом помещении, потому что любой спектакль готовится под определенную сцену.

В идеале труппа рассчитывает осуществить переезд уже в августе, чтобы в сентябре открыть новый театральный сезон на новом месте. И, возможно, уже с новым именем, так как названию театра предстоит поменяться в третий, и последний, раз. Руководство связывает эту необходимость с символическим процессом перерождения, уповая на то, что способствовать перерождению будет если не помощь "сверху", которая, как известно, никогда не приходит вовремя, то объявленный в Интернете благотворительный проект по сбору средств в поддержку театра. К акции, запущенной 5 мая, с удовольствием подключились даже москвичи, правда, пока из необходимых 240 тысяч рублей удалось собрать немногим больше двадцати трех.

"Мы посчитали, сколько должно быть зрителей, чтобы театр начал приносить прибыль. Их должно быть точно не тридцать - их нам надо сто на каждый спектакль, и тогда будет норма", - уверяет Ия Воробьева, объясняя, что необходимость покрывать арендные затраты в помещении с новым просторным зрительским залом не будет представлять проблему для коллектива театра.
версия для печати
Автор фотографий: Екатерина ВЕЛЬТ
Автор: Екатерина ВЕЛЬТ

Культура и наука


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович