12/12/2020 09:30 Cаратовские поклонники музыки до сих пор лишены возможности аплодировать артистам из зрительного зала. Скрепя сердце, музыканты областной филармонии готовятся к тому, что даже главный зимний концерт – новогоднее представление для детей – в этом году впервые пройдет без радостных юных голосов и смеха. На большой сцене филармонии уже вовсю идут репетиции, а сама она выглядит вполне по-новогоднему: яркие декорации создают атмосферу сказки, у которой, в отличие от ситуации с COVID-19, всегда предсказуемый и добрый финал.
В тонусе и активной рабочей деятельности пребывают и другие филармонические коллективы, которые, как обычно, распеваются и «разыгрываются» за закрытыми дверями. Как уверяет директор филармонии Анэта Николаева, за последние месяцы они не отменили ни одного из запланированных по графику представлений и концертов. Все они проходят в онлайн-режиме или демонстрируются зрителям в записи в интернете. Благо теперь, с приобретением современного оборудования почти на полмиллиона рублей, качество видеотрансляций многократно возрастет.
– Мы сейчас встаем на рельсы профессиональной работы, а это очень важно, – говорит Анэта Николаева. – Но, конечно, пандемия не просто повлияла на жизнь филармонии – она нанесла огромнейший удар. Слава богу, люди живы, и даже те, кто болеют, уже выздоравливают. Но, конечно, не обошлось без потерь. Мы похоронили одного нашего замечательного артиста – Николая Иннокентьевича (прим. авт. – Лузикаса). Но здесь медаль о двух сторонах: когда появляются потери и уроны, мы настраиваемся на то, что это просто нужно пережить как стихийное бедствие и выявить в этом какие-то положительные стороны, которые дадут нам возможность развиваться дальше. Когда в июне-июле мы поняли, что все, что происходит, очень серьезно, мы начали строить планы, не рассчитывая на публику. Но мы должны были продолжать работать в том же штатном режиме, и постарались приобрести технику, которая теперь позволяет нам записывать все наши концерты и спектакли и выкладывать их на нашем сайте.
Однако артисты не скрывают, что никакое техническое перевооружение не заменит ощущение от живого зрительского присутствия. Многие из них до сих пор не привыкли работать при пустом зале и острее всего испытывают нехватку в самой привычной форме участия и поддержки со стороны публики – аплодисментах.
– Мы, конечно, стараемся «выкладываться» полностью, но без зрителя все равно не ощущаем отдачи, – признается концертмейстер группы альтов академического симфонического оркестра филармонии Роман Котрич. – Все-таки живое общение со слушателем подразумевает другие эмоции. Мы стараемся приспособиться к новому формату работы, но это очень сложно. Нет волнения, и все эмоции от игры как будто сжатые. Хотя работать на камеру – более ответственно. Здесь никакой форс-мажор уже недопустим, потому что, если можно так выразиться, это будет некий «плевок в вечность». Все-таки записи этих концертов будут храниться на YouTube-канале, и не хотелось бы, чтобы следующие поколения могли видеть эти ошибки.
Кроме того, привычка выступать исключительно перед камерой в дальнейшем, по окончании пандемии и возвращении работы музыкального учреждения к своему обычному ритму, может сыграть с артистами злую шутку. – Потом мы начнем волноваться, – опасается Котрич. – Все-таки публика «подогревает» нас, поддерживает. Слыша бурные аплодисменты, ты понимаешь, что, наверняка, это звучит хорошо, достойно и людям нравится. Ближе к финалу выступления появляется какой-то кураж, чувствуешь себя более комфортно.
Пока артисты филармонии пытаются «достучаться» до публики только с помощью соцсетей, активно зазывая поклонников на свои виртуальные выступления.
– Люди пишут одно: «Мы хотим на концерт!», – вздыхает руководитель филармонического ансамбля народных инструментов «Парафраз» Евгений Разживин. – Привыкнуть к этому сложно, но мы все сейчас в равных условиях, поэтому как-то приспосабливаемся, ищем новые формы. Уникальность наших концертов в том, что мы все играем вживую. У нас не бывает никаких дублей, никаких «плюсовок» и «минусовок» – мы вышли и отыграли концерт. У нас, как у спортсменов, есть только одна попытка. Нам и раньше приходилось «выкладываться» на сто процентов, а сейчас мы играем на все двести. В расчете на то, чтобы, когда потом придется смотреть видео, не было обидно. Взгляд со стороны всегда объективнее, особенно, когда смотришь запись с точки зрения специалиста, уже зная специфику коллектива. Так легче обнаруживаются ошибки – как музыкальные, так и сценические – каждого артиста в отдельности.
Впрочем, нанесенный концертной организации ущерб исчисляется не только моральными потерями. К концу года филармония подводит и неутешительные итоги финансового коллапса в результате прекращения продажи билетов и коммерческой деятельности по сдаче в аренду зала. В среднем, в период коронавирусных ограничений каждый месяц учреждение теряет около четырех миллионов рублей.
версия для печатиВ тонусе и активной рабочей деятельности пребывают и другие филармонические коллективы, которые, как обычно, распеваются и «разыгрываются» за закрытыми дверями. Как уверяет директор филармонии Анэта Николаева, за последние месяцы они не отменили ни одного из запланированных по графику представлений и концертов. Все они проходят в онлайн-режиме или демонстрируются зрителям в записи в интернете. Благо теперь, с приобретением современного оборудования почти на полмиллиона рублей, качество видеотрансляций многократно возрастет.
– Мы сейчас встаем на рельсы профессиональной работы, а это очень важно, – говорит Анэта Николаева. – Но, конечно, пандемия не просто повлияла на жизнь филармонии – она нанесла огромнейший удар. Слава богу, люди живы, и даже те, кто болеют, уже выздоравливают. Но, конечно, не обошлось без потерь. Мы похоронили одного нашего замечательного артиста – Николая Иннокентьевича (прим. авт. – Лузикаса). Но здесь медаль о двух сторонах: когда появляются потери и уроны, мы настраиваемся на то, что это просто нужно пережить как стихийное бедствие и выявить в этом какие-то положительные стороны, которые дадут нам возможность развиваться дальше. Когда в июне-июле мы поняли, что все, что происходит, очень серьезно, мы начали строить планы, не рассчитывая на публику. Но мы должны были продолжать работать в том же штатном режиме, и постарались приобрести технику, которая теперь позволяет нам записывать все наши концерты и спектакли и выкладывать их на нашем сайте.
Однако артисты не скрывают, что никакое техническое перевооружение не заменит ощущение от живого зрительского присутствия. Многие из них до сих пор не привыкли работать при пустом зале и острее всего испытывают нехватку в самой привычной форме участия и поддержки со стороны публики – аплодисментах.
– Мы, конечно, стараемся «выкладываться» полностью, но без зрителя все равно не ощущаем отдачи, – признается концертмейстер группы альтов академического симфонического оркестра филармонии Роман Котрич. – Все-таки живое общение со слушателем подразумевает другие эмоции. Мы стараемся приспособиться к новому формату работы, но это очень сложно. Нет волнения, и все эмоции от игры как будто сжатые. Хотя работать на камеру – более ответственно. Здесь никакой форс-мажор уже недопустим, потому что, если можно так выразиться, это будет некий «плевок в вечность». Все-таки записи этих концертов будут храниться на YouTube-канале, и не хотелось бы, чтобы следующие поколения могли видеть эти ошибки.
Кроме того, привычка выступать исключительно перед камерой в дальнейшем, по окончании пандемии и возвращении работы музыкального учреждения к своему обычному ритму, может сыграть с артистами злую шутку. – Потом мы начнем волноваться, – опасается Котрич. – Все-таки публика «подогревает» нас, поддерживает. Слыша бурные аплодисменты, ты понимаешь, что, наверняка, это звучит хорошо, достойно и людям нравится. Ближе к финалу выступления появляется какой-то кураж, чувствуешь себя более комфортно.
Пока артисты филармонии пытаются «достучаться» до публики только с помощью соцсетей, активно зазывая поклонников на свои виртуальные выступления.
– Люди пишут одно: «Мы хотим на концерт!», – вздыхает руководитель филармонического ансамбля народных инструментов «Парафраз» Евгений Разживин. – Привыкнуть к этому сложно, но мы все сейчас в равных условиях, поэтому как-то приспосабливаемся, ищем новые формы. Уникальность наших концертов в том, что мы все играем вживую. У нас не бывает никаких дублей, никаких «плюсовок» и «минусовок» – мы вышли и отыграли концерт. У нас, как у спортсменов, есть только одна попытка. Нам и раньше приходилось «выкладываться» на сто процентов, а сейчас мы играем на все двести. В расчете на то, чтобы, когда потом придется смотреть видео, не было обидно. Взгляд со стороны всегда объективнее, особенно, когда смотришь запись с точки зрения специалиста, уже зная специфику коллектива. Так легче обнаруживаются ошибки – как музыкальные, так и сценические – каждого артиста в отдельности.
Впрочем, нанесенный концертной организации ущерб исчисляется не только моральными потерями. К концу года филармония подводит и неутешительные итоги финансового коллапса в результате прекращения продажи билетов и коммерческой деятельности по сдаче в аренду зала. В среднем, в период коронавирусных ограничений каждый месяц учреждение теряет около четырех миллионов рублей.
Культура и наука
15/04/2023 20:14 Культура и наука Брестская крепость. Памятник мужеству | 30/03/2023 20:52 Культура и наука Есть такая профессия – ждать | 21/12/2022 18:08 Культура и наука Выбраны победители регионального этапа «Театрального Приволжья» |
10/10/2022 14:03 Культура и наука В Саратове раскрыли мистическое убийство с пятью неизвестными | 01/10/2022 12:27 Культура и наука В саратовском театре дают мастер-класс по ирландским танцам на руинах человеческой памяти | 15/09/2022 11:45 Культура и наука Главный режиссер ТЮЗа попрощался с саратовцами «Прощанием с Матерой» |