Dura lex. Ох и Dura, или в поисках крайнего - Саратов Сегодня
18+ 19 Апреля 2024, Пятница, 4:24
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Dura lex. Ох и Dura, или в поисках крайнего

12/10/2018 14:36 В римском праве, по принципам которого живем и мы, есть такое правило: «Dura lex sed lex» — «закон суров, но это закон». Одна газета по этому поводу, впрочем, привела однажды пословицу про закон и дышло, но по решению суда вынуждена была публично опровергнуть русскую народную мудрость. Если в римском праве главной проблемой применения сурового закона была неотвратимость наказания за его нарушение, то современное правоприменение порой озабочено поиском крайнего, на котором действие закона можно продемонстрировать в полной мере. Народ и на это ответил колкой поговоркой: «Дуракам закон не писан, если писан — то не читан, если читан — то не понят, если понят — то не так».

Крайней в соблюдении законодательства об обеспечении граждан жизненно важными лекарственными средствами (ЖВЛС) стала жительница Саратова, больная диабетом. Как сообщает областная прокуратура, она жаловалась на необеспечение ее жизненно важными лекарственными препаратами - железом и «Эпоэтином», которые она получала в 2017 году. Ей их выписали для того, чтобы не развилась почечная недостаточность. Однако в поликлинике №20 в январе-мае этого года врачи выписать отказались, в связи с отсутствием лекарств в необходимых количествах. А не хватало лекарств потому, что аукцион на их поставку был признан несостоявшимся, повторный конкурс провели лишь в июне, а контракт на поставку заключили в августе этого года. Все это время министерство здравоохранения области давало районным поликлиникам негласные указания о невыписке рецептов.
Семья жительницы Саратова приобретала дорогостоящие препараты на свои средства, но в меньшем количестве, чем это было необходимо. Раньше ей могла бы помочь некоммерческая организация больным диабетом, которая добивалась от власти исполнения законов по обеспечению населения ЖВЛС и получала эти лекарства от зарубежных поставщиков. Но по доносу молодого политактивиста, студента-медика Никиты Смирнова, суд признал организацию иностранным агентом, и она была ликвидирована. Помочь больной стало некому. В результате у саратовчанки развились осложнения, и она скончалась.
На основании материалов прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей». К расследованию обстоятельств случившегося подключились активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ), которые намерены выяснить, насколько обеспечены лекарствами льготные категории граждан в Саратовской области.
Пресс-секретарь Владимира Путина сообщил агентству РИА Новости, что глава государства знает о перебоях с обеспечением медикаментами. При этом Дмитрий Песков
Песков попросил не обобщать ситуацию, вместе с тем отметив, что это «повод для очень энергичных мер по предотвращению таких случаев». В том числе — и в отношении минздрава.
Самый главный вопрос, который волнует общественность – кого в этой истории назначат крайним.
Несомненно, в числе первых кандидатов будет поликлиника, которой просто не повезло, что умершая состояла на учете именно там. О том, что врачи поликлиники сами заложники чиновничьей халатности и бюрократического раздолбайства, никто не вспомнит. Министр здравоохранения Наталья Мазина только заняла эту должность, правда, до этого она уже была замминистра.
Общественность назначила крайними и тех, кто способствовал ликвидации «иностранного агента». Студенту-медику Никите Смирнову еще в декабре желали в Интернете всевозможных ужасов, а теперь анонимные недоброжелатели и вовсе советуют покинуть страну, где его будут ненавидеть все больные диабетом и их родственники. Анонимы также вовсю отрываются на выступавших на стороне обвинения против НКО экспертах-юристах Иване Коновалове, Елене Колоярцевой и Викторе Купине, изощряясь в словоизлияниях: от напоминаний о карме до пресловутого «сколько вам заплатили?!».

Не спорим, заключение экспертов, согласно которому саратовская организация инвалидов, больных сахарным диабетом, не просто получила от иностранных фармацевтических организаций гранты на общую сумму 712 тысяч рублей, а «вело политическую деятельность, а именно — обращалось во властные органы с критическими замечаниями о работе чиновников», более чем алогичное. Не захотят ли теперь эти эксперты обвинить в политической деятельности облпрокуратуру, которая не только сформулировала в отношении чиновников «критические замечания», но и возбудила уголовное дело? Но все дело портит факт анонимности в излиянии злобы. Не было реальной деятельности критиков, которые открыто аргументировали бы свою позицию в отношении как судебного решения по конкретной НКО, так и по ситуации с обеспечением лекарств в целом.

Где были раньше общественники разных политических окрасов, которые только сейчас начинают высказываться о происшедшем? Команды сверху не поступало? Ведь проблема обеспечения жителей области ЖВЛС застарелая. По сообщению ТАСС, инвалидам Саратовской области, в том числе детям, зачастую удается добиться положенных по закону средств реабилитации и лекарств только в суде и при поддержке прокуратуры. СМИ со ссылкой на ТАСС, в частности, сообщают, что пятилетнему мальчику отказывала в медикаментозном обеспечении пугачевская районная больница, в Хвалынском районе инвалид не получал жизненно необходимое лекарство с 2017 года, в Красноармейском районе шестерых детей-инвалидов оставили без средств реабилитации, а в Саратове лишили препаратов 10-летнюю девочку с редким заболеванием.
Политики, депутаты собраний различного уровня – где они были все это время, чем занимались?
Похоже, нет и не будет ответа. А зачем? Крайних уже назначили.

Заметный резонанс на федеральном уровне получили и другие «крайние», впрочем, без трагических развязок.

Вот, например, «крайней» была назначена Наталья Ковалева. Ее обвинили в экстремизме в начале сентября из-за частушек про судей, которые она выкладывала на своем YouTube-канале с 3 по 22 апреля. На подобные действия она решилась из-за того, что в 2013 году ее обманули мошенники. Она перевела аферистам 400 тыс. рублей, а позже безуспешно попыталась вернуть их через суд. Сама Наталья считает, что средства присвоила себе кредитная организация, а судьи помогают скрывать такие дела об обмане банков. Высказала она это мнение в том числе в форме частушек… честно говоря, абсолютно нескладных и не смешных.
Казалось бы, судьи вправе обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства. Но нет, надо обязательно печально прославить область в очередной раз и выявить среди жителей экстремиста.
Говорят, что только после вызова истцов «на ковер» в вышестоящей инстанции Фемида изменила свое мнение о случившемся. СМИ сообщили, что следователь по особо важным делам СУ СКР по Саратовской области Роман Цыбулин подписал постановление о прекращении уголовного дела в отношении Ковалевой поскольку «органами предварительного следствия не получено достаточных данных, указывающих на то, что Ковалева при создании и размещении видеоматериалов действовала с целью нарушения основ конституционного строя или возбуждении ненависти или вражды либо унижения достоинства человека или группы лиц по признаку принадлежности к социальной группе». Уголовное преследование в отношении Натальи Ковалевой за экстремизм было прекращено, зато Следственный комитет возбудил новое дело по статьям «Неуважение к суду» и «Клевета в отношении судьи». И тут ничего не поделаешь – Dura lex, закон есть закон, и судей оскорблять он не позволяет. Жаль, что с самого начала это не поняли ни сама Ковалева, ни те, кому взбрело в голову назвать ее экстремисткой.

Третьей за осень «крайней» оказалась Ольга Журавлева. Мать-одиночка, воспитывающая двух несовершеннолетних детей, один из которых болен эпилепсией. Пособия по безработице не хватает элементарно на еду, и она решила подработать в небольшой пиццерии. За свои услуги уборщицы получала скромные деньги и еду. Точнее - пищевые отходы, то есть объедки. Выяснилось, что объедками оплату за работу получать можно, деньгами – нельзя. Донесла на Ольгу, кстати, по ее мнению, ранее уволенная из пиццерии уборщица. Полицейские посчитали, что подрабатывающая и параллельно получающая пособие по безработице женщина, обокрала государство на 7000 рублей, а этого достаточно для возбуждения уголовного дела по части 1 статьи 159.2 УК РФ («Мошенничество при получении выплат»).
Журавлева с таким решением не согласилась, попросила помощи у местных адвокатов и федеральных СМИ, скандал выплеснулся и в зарубежные средства массовой информации. Когда за женщину вступился депутат Государственной думы РФ Сергей Шаргунов и обратился к прокурору Саратовской области Сергею Филипенко с просьбой попытаться найти альтернативное решение для «преступницы», «была проведена проверка законности и обоснованности вынесенного приговора с учетом доводов осужденной, размещенных в СМИ. По результатам проверки принято решение инициировать вопрос об отмене приговора и прекращении уголовного дела в силу малозначительности», — информирует пресс-служба областной прокуратуры. А комментаторы на сайтах подчеркивают, что
малозначительность в деле определена именно для того, чтобы не затронуть правоохранителей и увильнуть от разрешения вопроса об осознанном изготовлении заведомо ложных доказательств. Ведь Журавлеву, по ее словам, просили расписаться в бумаге об административном нарушении «чтобы отчитаться», а она, не разобравшись, подписалась под раскаянием в совершении уголовного преступления.
Можно смело предсказать, что общественники, поднявшие шум по поводу несоразмерного наказания за нарушение закона, на этом и успокоятся, и Журавлевой не помогут с трудоустройством. Одни ради отчетности раздувают «административку» до «уголовки», другие охотно выносят сор из избы на уровень зарубежных СМИ, а крайней остается бедная мать-одиночка.

Что получается в итоге?

Существует проблема обеспечения граждан ЖВЛС. Эту проблему надо решать совместными усилиями власти и гражданского общества. Но и тем и другим это делать влом. Назначить крайними политактивистов и экспертов, пошуметь по поводу смерти другой крайней – больной сахарным диабетом – это легче всего. А работать – увольте.

Существуют проблемы в судейском сообществе. Вон на федеральном уровне только что выяснилось, что печально прославившаяся свадьбой дочери за два миллиона долларов «золотая судья» и образования-то юридического не имеет. Очевидно, что есть проблемы и с вынесением судебных решений по различным уголовным, административным, гражданским делам. Но решать их… вот еще! Лучше найти крайнюю – жертву мошенников, не добившуюся истины в суде и некорректно обвиняющую в этом судебную власть. Да влепить ей по статье 58 УК РСФСР образца 1937 года. Ну, или близкую к ней статью в действующем законодательстве найти.

С безработицей и теневой занятостью в регионе серьезная проблема, признанная на уровне руководства области; исполнительная и законодательная власть вроде бы должны эту проблемы решать. И общественность не должна оставаться в стороне. Вот они и решают – находят крайнего, на которого можно повесить всю вину за локальные, региональные и мировые проблемы. Да пожестче, чтоб другим страшно стало.

Одним словом, Dura lex. Ох и Dura…
версия для печати

Заслуживает внимания


Генералы мусорных горВыбор приоритета: танцы или саратовцы?Концессионный развод по-саратовски
02/04/2024 15:27 Заслуживает внимания Генералы мусорных гор29/02/2024 13:59 Заслуживает внимания Выбор приоритета: танцы или саратовцы?08/02/2024 13:35 Заслуживает внимания Концессионный развод по-саратовски
Без курятины не останемся?«Смертность» саратовского бизнеса снижаетсяКому выгодны продуктовые социальные полки?
30/01/2024 14:08 Заслуживает внимания Без курятины не останемся?25/01/2024 15:38 Заслуживает внимания «Смертность» саратовского бизнеса снижается15/01/2024 22:15 Заслуживает внимания Кому выгодны продуктовые социальные полки?

Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович