18/08/2017 17:52 Регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом и наземным электротранспортом по муниципальным маршрутам переводят на нерегулируемые тарифы. Теперь в Саратове и Энгельсе стоимость проезда будет определять сам перевозчик. Так произойдет не на всех маршрутах, поэтому у жителей области появится возможность сравнить, какой рынок лучше – регулируемый или стихийный.
Поясняя данное решение, чиновники сослались на федеральное законодательство об организации регулярных перевозок в Российской Федерации, которое предусматривает два вида регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом - по регулируемым или по нерегулируемым тарифам. Обмолвились чиновники и о том, что в районах области такая практика уже внедряется, однако официальный список маршрутов с нерегулируемыми тарифами пока населению не представлен.
В свободное тарифное плавание отпустят не только не все маршруты, но и не всех перевозчиков. Постановлением главы города Валерия Сараева утверждены критерии, которым должны соответствовать перевозчики: они должны обеспечивать работу на рейсах исправных транспортных средств с салонами в санитарном состоянии, отвечающем установленным нормам (в том числе с кондиционером), пассажиров в пути следования нужно держать в курсе обо всех остановках – либо посредством объявлений водителя или кондуктора, либо табло с бегущей строкой. Обязательным станет оборудование транспорта приспособлениями для перевозки инвалидов с нарушениями опорно-двигательных функций. Участники дискуссий в соцсетях по этому поводу уже выразили недоумение: если транспорт перевозчиков с нерегулируемыми тарифами будет так хорошо обустроен, то другие перевозчики так и оставят у себя разваливающиеся пыльные жестяные сараи, списанные немецким автопромом?
Существенным отличием нерегулируемого тарифа является отказ бюджета компенсировать перевозчику разницу между установленным тарифом и реальной стоимостью перевозки. Предполагается, что теперь перевозчики сами станут зарабатывать столько, сколько им нужно.
Для перевозчиков эта инициатива при поверхностном взгляде на проблему – благо. Для граждан вроде бы тоже – наконец-то в Саратове и Энгельсе появится транспорт, как в цивилизованных городах и странах. Резкого роста тарифов ожидать не стоит: перевозчики осведомлены о реальной платежеспособности населения региона и вводить московские или тем более европейские цены не станут.
Такого мнения придерживается и председатель комитета по государственному регулированию тарифов Саратовской области Лариса Новикова, которая сегодня во время пресс-завтрака сообщила, что региональная власть еще три года назад перевела межмуниципальный транспорт на свободное ценообразование, и такие перевозчики, как «Ной» или «Властелин» не стали повышать тарифы, а, напротив, немного снизили.
С другой стороны, путаница, по крайней мере, в первый год, гарантирована. В интервью изданию «Коммерсант» Гендиректор ОАО «Межгородтранс» Михаил Любарский отметил, что экономически обоснованный тариф для каждого маршрута должен быть индивидуальный: «Чем меньше загруженность маршрута, тем выше его себестоимость». Это уже породило бурное обсуждение в соцсетях – дескать, теперь и талончики будут для каждого маршрута свои? И ладно бы автобусные – а трамвай и троллейбус тоже начнут работать по свободным ценам и на трамвай третьего номера теперь от Детского парка не пересесть без доплаты с «девятки»?
Для властей перевод на нерегулируемый тариф вроде бы тоже выгоден. Снимается дополнительная нагрузка на бюджет. Не нужно каждый раз при повышении тарифов оправдываться перед населением, теперь можно ссылаться на законы рынка.
С другой стороны, головная боль властей в лице льготников остается. Эту боль власти себе умножили пару лет назад, введя лимиты по льготным билетам: многие из льготников теперь просто не покупают проездные на 50 поездок и хорошо бы подсчитать, выиграл или проиграл бюджет муниципальных перевозчиков от такой инициативы. С введением маршрутов с нерегулируемыми тарифами единые льготные билеты и вовсе потеряют свою актуальность.
Пока неясно, чем инициатива обернется для граждан. Насколько это снизит поток жалоб на то, что вечером невозможно никуда уехать – после восьми вечера количество транспорта резко снижается, а к 22 часам остаются только дежурные маршруты? Хотя, учитывая вечные проблемы с пробками и протяженность города, не все граждане до 22 часов успевают добраться до дома. Как будет контролировать муниципалитет комфортность транспортных средств «нерегулируемых» перевозчиков? Куда денутся хамы-водители, которые с корешами «на фене» обсуждают по телефону дела свои скорбные, при этом умудряются управлять автобусом, принимать деньги и отсчитывать сдачу, да еще устраивать гонки с «конкурентами»?
Проблема с неоднозначным восприятием нововведений еще и в корректном информационном сопровождении инициативы, которое, будем надеяться, появится. До тех пор, видимо, будет молчать и антимонопольная служба, которая пока не дала своей оценки новшествам.
На уже упоминавшемся пресс-завтраке Лариса Новикова выразила надежду, что муниципальные власти, общественники и горожане смогут совместно добиться грамотной реализации нового пакета нормативных актов. Было бы здорово, но, судя по развернувшейся в Интернете дискуссии, ее акцент сместился именно на соотношение муниципальных и частных перевозчиков на городском рынке транспортных услуг.
А это не совсем правильно, ибо уводит спорящих в сторону от истины.
Главное заблуждение – нужно во что бы то ни стало оставить муниципальный транспорт, максимально ограничив аппетиты «частников». Вот что пишут, скажем, читатели сайта «Взгляд Инфо»:
«В Самаре более 90 % автобусов - муниципальные. Транспорт работает хорошо. Никаких нареканий. А у нас 90% - частные перевозчики и претензий они не принимают. Муниципалитет ничего с ними сделать не может - "частная собственность" неприкосновенна», - пишет один.
«Ликвидировать ее надо ко всем чертям-эту частную собственность! Ночной уже в две минуты 12-ого ночи - требует при выходе 25 руб и не желает брать льготный талон, хотя я сел в автобус в 22 часа,у Хэппи-молла. Льготы-не должны зависеть от времени суток.они-круглосуточные. Просто надо более рационально использовать транспорт.А то они днем идут друг за дружкой.а вечером - нет их по полчаса, как например-6.
… все будут использовать любую возможность, чтобы задрать ценвы на проезд.А вообще я за то,чтобы в стране, исключая Москву и Питер - были одинаковые цены на проезд в автобусе и в тролл.- трамвае! Не выше 15ти рублей и что бы льготные билеты действовали по всей стране.а не только в Саратове».
«Дегенераты, вы хотите социального бунта? Сначала вы довели муниципальный транспорт до состояния около банкротства… а теперь собираетесь частникам предоставить возможность обирать население по большему тарифу?».
«…а всё потому, что господа чиновники сами не пользуются общественным транспортом!»
Однако опыт других регионов подсказывает, что отказ муниципалитетов от непосильного бремени необязательно ведет к катастрофе.
Вот, например, в Ивановской области за время существования рынка автотранспортных услуг общее количество ГУПов и МУПов сократилось в десятки раз, в основном из-за их неэффективной деятельности и недовольства граждан оказываемыми ими услугами. В городе Шуя от муниципального транспорта еще в 2008 году отказались вообще – все маршруты принадлежат 7 частным перевозчикам, и серьезных нареканий к работе перевозчиков администрация Шуи не имеет.
Не спорим, масштабы Саратова и Шуи несравнимы. Но и муниципальный и частный транспорт тоже сравнивать некорректно, и вот почему.
Противопоставление "муниципальный — коммерческий" это сленг, доставшийся нам с советских времен, от нашего представления о антагонизме государства и кооператора.
Муниципальному или государственному транспортному предприятию ничто не мешает быть коммерческим и – самое главное! – прибыльным. Просто частник – хозяин сам себе и сам у себя воровать не будет, а то же самое советское мышление заставляет нас считать государственное (муниципальное) не своим.
Если рассматривать позитивный опыт развитых стран, то формы собственности там встречаются разные: государственная, муниципальная, и частная. В Праге и Лондоне, например, единые цены на метро, автобус и наземный электротранспорт. Все средства от продажи билетов поступают в муниципалитет, который заботится не только о подвижном составе, но и о качественных дорогах, грамотном распределении транспортных потоков, когда риски возникновения пробок минимизированы.
При этом координация развития сети и маршрутов, тарифная политика - задача муниципальных властей. Вопреки давнему заблуждению, в развитых странах никто не живёт по принципу: "Рынок сам расставит всё по своим местам". Все жизненно важные для города сферы управляются и контролируется «сверху», причём очень жёстко. Там у властей в вузе и в школе, видимо, все было в порядке с изучением истории, которая, в частности, учит, что все самопроизвольные процессы ведут к увеличению беспорядка и разрухи.
Кстати, в тех же развитых странах городской общественный транспорт частично дотируется из бюджетов, поскольку властям, особенно властям мегаполисов, экономически выгодно стимулировать граждан на пользование общественным транспортом и отказ от чрезмерного использования личного автотранспорта. «Выгодно» - это главный принцип рыночной экономики, вопрос в распределении прибыли – нужно ли делиться с городом, с населением или нет?
Так что мы как рядовые граждане, полагаем, что в нововведениях с переводом транспорта на нерегулируемые тарифы главное не споры о праве собственности на получаемый перевозчиками доход, а то, чтобы этот перевод был выгоден всем. Муниципальный или частный транспорт – какая разница? Главное, чтобы автобусы, трамваи и троллейбусы ходили без перебоев; чтобы за доступные деньги можно было без опозданий и с комфортом добраться до нужного места.
версия для печатиПоясняя данное решение, чиновники сослались на федеральное законодательство об организации регулярных перевозок в Российской Федерации, которое предусматривает два вида регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом - по регулируемым или по нерегулируемым тарифам. Обмолвились чиновники и о том, что в районах области такая практика уже внедряется, однако официальный список маршрутов с нерегулируемыми тарифами пока населению не представлен.
В свободное тарифное плавание отпустят не только не все маршруты, но и не всех перевозчиков. Постановлением главы города Валерия Сараева утверждены критерии, которым должны соответствовать перевозчики: они должны обеспечивать работу на рейсах исправных транспортных средств с салонами в санитарном состоянии, отвечающем установленным нормам (в том числе с кондиционером), пассажиров в пути следования нужно держать в курсе обо всех остановках – либо посредством объявлений водителя или кондуктора, либо табло с бегущей строкой. Обязательным станет оборудование транспорта приспособлениями для перевозки инвалидов с нарушениями опорно-двигательных функций. Участники дискуссий в соцсетях по этому поводу уже выразили недоумение: если транспорт перевозчиков с нерегулируемыми тарифами будет так хорошо обустроен, то другие перевозчики так и оставят у себя разваливающиеся пыльные жестяные сараи, списанные немецким автопромом?
Существенным отличием нерегулируемого тарифа является отказ бюджета компенсировать перевозчику разницу между установленным тарифом и реальной стоимостью перевозки. Предполагается, что теперь перевозчики сами станут зарабатывать столько, сколько им нужно.
Для перевозчиков эта инициатива при поверхностном взгляде на проблему – благо. Для граждан вроде бы тоже – наконец-то в Саратове и Энгельсе появится транспорт, как в цивилизованных городах и странах. Резкого роста тарифов ожидать не стоит: перевозчики осведомлены о реальной платежеспособности населения региона и вводить московские или тем более европейские цены не станут.
Такого мнения придерживается и председатель комитета по государственному регулированию тарифов Саратовской области Лариса Новикова, которая сегодня во время пресс-завтрака сообщила, что региональная власть еще три года назад перевела межмуниципальный транспорт на свободное ценообразование, и такие перевозчики, как «Ной» или «Властелин» не стали повышать тарифы, а, напротив, немного снизили.
С другой стороны, путаница, по крайней мере, в первый год, гарантирована. В интервью изданию «Коммерсант» Гендиректор ОАО «Межгородтранс» Михаил Любарский отметил, что экономически обоснованный тариф для каждого маршрута должен быть индивидуальный: «Чем меньше загруженность маршрута, тем выше его себестоимость». Это уже породило бурное обсуждение в соцсетях – дескать, теперь и талончики будут для каждого маршрута свои? И ладно бы автобусные – а трамвай и троллейбус тоже начнут работать по свободным ценам и на трамвай третьего номера теперь от Детского парка не пересесть без доплаты с «девятки»?
Для властей перевод на нерегулируемый тариф вроде бы тоже выгоден. Снимается дополнительная нагрузка на бюджет. Не нужно каждый раз при повышении тарифов оправдываться перед населением, теперь можно ссылаться на законы рынка.
С другой стороны, головная боль властей в лице льготников остается. Эту боль власти себе умножили пару лет назад, введя лимиты по льготным билетам: многие из льготников теперь просто не покупают проездные на 50 поездок и хорошо бы подсчитать, выиграл или проиграл бюджет муниципальных перевозчиков от такой инициативы. С введением маршрутов с нерегулируемыми тарифами единые льготные билеты и вовсе потеряют свою актуальность.
Пока неясно, чем инициатива обернется для граждан. Насколько это снизит поток жалоб на то, что вечером невозможно никуда уехать – после восьми вечера количество транспорта резко снижается, а к 22 часам остаются только дежурные маршруты? Хотя, учитывая вечные проблемы с пробками и протяженность города, не все граждане до 22 часов успевают добраться до дома. Как будет контролировать муниципалитет комфортность транспортных средств «нерегулируемых» перевозчиков? Куда денутся хамы-водители, которые с корешами «на фене» обсуждают по телефону дела свои скорбные, при этом умудряются управлять автобусом, принимать деньги и отсчитывать сдачу, да еще устраивать гонки с «конкурентами»?
Проблема с неоднозначным восприятием нововведений еще и в корректном информационном сопровождении инициативы, которое, будем надеяться, появится. До тех пор, видимо, будет молчать и антимонопольная служба, которая пока не дала своей оценки новшествам.
На уже упоминавшемся пресс-завтраке Лариса Новикова выразила надежду, что муниципальные власти, общественники и горожане смогут совместно добиться грамотной реализации нового пакета нормативных актов. Было бы здорово, но, судя по развернувшейся в Интернете дискуссии, ее акцент сместился именно на соотношение муниципальных и частных перевозчиков на городском рынке транспортных услуг.
А это не совсем правильно, ибо уводит спорящих в сторону от истины.
Главное заблуждение – нужно во что бы то ни стало оставить муниципальный транспорт, максимально ограничив аппетиты «частников». Вот что пишут, скажем, читатели сайта «Взгляд Инфо»:
«В Самаре более 90 % автобусов - муниципальные. Транспорт работает хорошо. Никаких нареканий. А у нас 90% - частные перевозчики и претензий они не принимают. Муниципалитет ничего с ними сделать не может - "частная собственность" неприкосновенна», - пишет один.
«Ликвидировать ее надо ко всем чертям-эту частную собственность! Ночной уже в две минуты 12-ого ночи - требует при выходе 25 руб и не желает брать льготный талон, хотя я сел в автобус в 22 часа,у Хэппи-молла. Льготы-не должны зависеть от времени суток.они-круглосуточные. Просто надо более рационально использовать транспорт.А то они днем идут друг за дружкой.а вечером - нет их по полчаса, как например-6.
… все будут использовать любую возможность, чтобы задрать ценвы на проезд.А вообще я за то,чтобы в стране, исключая Москву и Питер - были одинаковые цены на проезд в автобусе и в тролл.- трамвае! Не выше 15ти рублей и что бы льготные билеты действовали по всей стране.а не только в Саратове».
«Дегенераты, вы хотите социального бунта? Сначала вы довели муниципальный транспорт до состояния около банкротства… а теперь собираетесь частникам предоставить возможность обирать население по большему тарифу?».
«…а всё потому, что господа чиновники сами не пользуются общественным транспортом!»
Однако опыт других регионов подсказывает, что отказ муниципалитетов от непосильного бремени необязательно ведет к катастрофе.
Вот, например, в Ивановской области за время существования рынка автотранспортных услуг общее количество ГУПов и МУПов сократилось в десятки раз, в основном из-за их неэффективной деятельности и недовольства граждан оказываемыми ими услугами. В городе Шуя от муниципального транспорта еще в 2008 году отказались вообще – все маршруты принадлежат 7 частным перевозчикам, и серьезных нареканий к работе перевозчиков администрация Шуи не имеет.
Не спорим, масштабы Саратова и Шуи несравнимы. Но и муниципальный и частный транспорт тоже сравнивать некорректно, и вот почему.
Противопоставление "муниципальный — коммерческий" это сленг, доставшийся нам с советских времен, от нашего представления о антагонизме государства и кооператора.
Муниципальному или государственному транспортному предприятию ничто не мешает быть коммерческим и – самое главное! – прибыльным. Просто частник – хозяин сам себе и сам у себя воровать не будет, а то же самое советское мышление заставляет нас считать государственное (муниципальное) не своим.
Если рассматривать позитивный опыт развитых стран, то формы собственности там встречаются разные: государственная, муниципальная, и частная. В Праге и Лондоне, например, единые цены на метро, автобус и наземный электротранспорт. Все средства от продажи билетов поступают в муниципалитет, который заботится не только о подвижном составе, но и о качественных дорогах, грамотном распределении транспортных потоков, когда риски возникновения пробок минимизированы.
При этом координация развития сети и маршрутов, тарифная политика - задача муниципальных властей. Вопреки давнему заблуждению, в развитых странах никто не живёт по принципу: "Рынок сам расставит всё по своим местам". Все жизненно важные для города сферы управляются и контролируется «сверху», причём очень жёстко. Там у властей в вузе и в школе, видимо, все было в порядке с изучением истории, которая, в частности, учит, что все самопроизвольные процессы ведут к увеличению беспорядка и разрухи.
Кстати, в тех же развитых странах городской общественный транспорт частично дотируется из бюджетов, поскольку властям, особенно властям мегаполисов, экономически выгодно стимулировать граждан на пользование общественным транспортом и отказ от чрезмерного использования личного автотранспорта. «Выгодно» - это главный принцип рыночной экономики, вопрос в распределении прибыли – нужно ли делиться с городом, с населением или нет?
Так что мы как рядовые граждане, полагаем, что в нововведениях с переводом транспорта на нерегулируемые тарифы главное не споры о праве собственности на получаемый перевозчиками доход, а то, чтобы этот перевод был выгоден всем. Муниципальный или частный транспорт – какая разница? Главное, чтобы автобусы, трамваи и троллейбусы ходили без перебоев; чтобы за доступные деньги можно было без опозданий и с комфортом добраться до нужного места.
Заслуживает внимания
29/02/2024 13:59 Заслуживает внимания Выбор приоритета: танцы или саратовцы? | 08/02/2024 13:35 Заслуживает внимания Концессионный развод по-саратовски | 30/01/2024 14:08 Заслуживает внимания Без курятины не останемся? |
25/01/2024 15:38 Заслуживает внимания «Смертность» саратовского бизнеса снижается | 15/01/2024 22:15 Заслуживает внимания Кому выгодны продуктовые социальные полки? | 03/01/2024 21:43 Заслуживает внимания С новой жизнью! |