В ожидании капитана Гранта - Саратов Сегодня
18+ 19 Марта 2024, Вторник, 9:49
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

В ожидании капитана Гранта

18/04/2017 13:36 С этой недели, 17 апреля, стартовал конкурс на соискание президентских грантов для НКО. С 2006 года, когда началось выделение президентских грантов, в системе произошла существенная перезагрузка с перестройкой: пересмотрены формальные характеристики НКО, имеющих право на соискание гранта, упрощена процедура подачи (никаких бумаг оформлять не надо), а ключевым стало назначение единственного грантооператора вместо девяти. Распределением грантов будет заниматься специально учрежденный Фонд президентских грантов, генеральным директором которого назначен наш земляк Илья Чукалин, знакомый множеству НКО по работе с фондом «Саратовская губерния», а главой координационного комитета по проведению конкурсов президентских грантов - первый заместитель главы кремлевской администрации Сергей Кириенко.

В течение прошлого года размер выделенной субсидии всем грантооператорам превысил 4,6 млрд рублей, в 2017 году выделено 4,32 млрд рублей, но координационный комитет намерен обратиться с просьбой об увеличении финансирования в этом году до 7 млрд рублей.

Среди саратовских НКО особое воодушевление вызвала та часть положения о конкурсе, в которой говорится о приоритете в поддержке заявок социально ориентированных некоммерческих организаций. Однако насколько обосновано это воодушевление – с ходу сказать сложно.

Прежде всего, неясно, сколько в Саратовской области этих «социально ориентированных» НКО. В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» социально ориентированными некоммерческими организациями признаются «некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах… и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации».

Для учета НКО формируют и ведут реестры те уполномоченные органы, которые непосредственно оказывают поддержку социально ориентированным НКО, в том числе федеральные органы исполнительной власти (федеральные реестры), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственные реестры субъектов РФ) и местные администрации (муниципальные реестры). Порядок ведения реестров устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Минэкономразвития России, на его же сайте хранится основной федеральный реестр указанных НКО.

Способ попасть в этот реестр неочевиден. Согласно законодательству, главным условиям является получение поддержки от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций. То есть, чтобы попасть в реестр для получения поддержки, надо сначала получить эту поддержку, а как ее получишь, если ты не в реестре?

С другой стороны, в известных федеральных реестрах присутствуют все соцориентированные НКО, которые вправе надеяться на финансирование. На государственном уровне создана Единая автоматизированная информационная система.

Однако поиски по недавней новости о том, что в реестр включены три саратовские НКО, не дали результатов: в СМИ названия их не указываются, в Минюсте эта информация тоже не является общедоступной, а общественные организации по поддержке НКО вообще, как выяснилось, общих реестров не ведут, и назвать имена «счастливчиков» не могут. Заметим, что в нашем регионе зарегистрировано порядка трех тысяч НКО, а в реестре всего три. Выходит, что десятки и сотни саратовских НКО, годами получавшие гранты от разных уровней власти, не такие уж социально ориентированные? В таком случае возникает немало вопросов по поводу того, кем и как осваивались бюджетные миллионы и кто все это контролировал.

Наличие множества реестров явно не позволяет малоопытным и молодым НКО сориентироваться в ситуации. Однако непрозрачность попадания в реестры соцориентированных НКО – всего лишь неприятное побочное явление бюрократической системы по сравнению с непрозрачностью деятельности самих НКО, в том числе по работе с грантами. Вернемся к законодательству о социально ориентированных организациях.

Бессмысленно и невозможно проверять, на что были потрачены ранее выделенные гранты. Положения о конкурсах предполагают только отчетность (в том числе на уровне доступа к банковскому счету) перед грантодателем. А перед обществом – нет. И это убивает инициативу, пропадает всякое желание участвовать в конкурсах.

В марте на комиссии гордумы по местному самоуправлению замглавы администрации Юлия Литневская сетовала на то, что низкое финансирование ведомственной целевой программы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций города Саратова" привело к потере интереса НКО к сотрудничеству с мэрией. Она отметила, что в прошлом году мэрия получила 54 заявки, а в этом году — всего 17. На поддержку НКО выделено всего 500 тысяч рублей, большинство заявителей просят отдать им 300 тысяч рублей.

"В прошлом году хотели всем дать по чуть-чуть. И общественники не смогли реализовать свои проекты", — заметила Юлия Литневская.

В ответ на это на форумах развернулась бурная дискуссия под лозунгом «мало дали!». Но давайте признаемся: проекты бывают разные, и кому-то для реализации достаточно и 50 тысяч – если деньги действительно потратить на оперативные нужды, а не проесть.
И толку от малых грантов может быть гораздо больше, чем от многомиллионных.

Вот, например, в Саратовской области на средства президентского гранта начали обучение юных фотографов - в п. Самойловка Саратовской области на базе районного центра соцзащиты населения школьники постигают искусство и технику фотографии, подкрепляя теоретические знания на практических занятиях. Работа ведется совместно с социально-ориентированными некоммерческими организациями. Миллионов на такую работу не нужно, всего-то оплачивать труд преподавателей. Зато социальный эффект очевиден.

Но, конечно, пример НКО, которые на разные глобальные проекты получают миллионы, все дело портит. А на что конкретно?

В Совете Федерации, опираясь на данные Росстата, недавно провели анализ развития социально ориентированных НКО. По мнению вице-спикера Совета Федерации Галины Кареловой, в 2016 году было зарегистрировано 29 видов деятельности НКО, самыми популярными среди которых стало патриотическое и военно-патриотическое воспитание. Этим занимается каждое третье НКО. Гораздо медленнее увеличивается количество НКО, оказывающих социальную поддержку. А организаций — защитников окружающей среды и вовсе стало на 10% меньше. Снижается и количество занятых охраной объектов культурного значения, оказанием бесплатных юридических консультаций. Что ж, это неудивительно. Помахать на площади флажками, что-то там спеть и сплясать, поболтать на всю страну с помощью видеомостов о важных проблемах (не собираясь их решать), зафиксировать на видео и представить в виде доказательства траты денег – это легко и приятно. Не то что заниматься вопросами больных детей, поддержки инвалидов, защиты прав увольняемых по сокращению работников промпредприятий, охраны окружающей среды и идти на конфликты с «группами влияния».

Куда уходят грантовские деньги, какую пользу принесли бесконечные фестивали, мотопробеги, конференции? Никто таких замеров не делал и не сделает. Никто не спросит – почему на сайте счастливых саратовских НКО нет отчета о деятельности и о результатах траты грантовских средств. Слишком деликатная тема для тех, кто собирается и дальше жить и работать в Саратовской области.

Стоит ли таким счастливчикам надеяться на президентские гранты, с ужесточившимся механизмом контроля, уточненными критериями отбора? Посмотрим, как будет дальше развиваться процесс. Хочется надеяться, что на смену успешным освоителям бюджетных средств придут другие, цель которых – решить проблему, а не освоить средства. Но решится ли кто-то на это после той неприятной картины выпускания пара в свисток, которую долгие годы демонстрировали нам любители шоу на бюджетные деньги – пока непонятно.
версия для печати

Заслуживает внимания


Выбор приоритета: танцы или саратовцы?Концессионный развод по-саратовскиБез курятины не останемся?
29/02/2024 13:59 Заслуживает внимания Выбор приоритета: танцы или саратовцы?08/02/2024 13:35 Заслуживает внимания Концессионный развод по-саратовски30/01/2024 14:08 Заслуживает внимания Без курятины не останемся?
«Смертность» саратовского бизнеса снижаетсяКому выгодны продуктовые социальные полки?С новой жизнью!
25/01/2024 15:38 Заслуживает внимания «Смертность» саратовского бизнеса снижается15/01/2024 22:15 Заслуживает внимания Кому выгодны продуктовые социальные полки?03/01/2024 21:43 Заслуживает внимания С новой жизнью!

Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович