Дорожный провал, или хватит катать шары - Саратов Сегодня
18+ 20 Апреля 2024, Суббота, 13:54
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Дорожный провал, или хватит катать шары

16/11/2016 10:16 Вторая половина текущего года для Саратовской области связана с реализацией масштабных проектов, которые начинались под выборы, завершаются уже после них и даже обещаются быть продолжены в будущем году, в котором областная власть будет переизбираться.

Колоссальный масштаб работ, колоссальные средства, неутомимое внимание общественников, чиновников и депутатов всех уровней и мастей, тысячи информационных сообщений и комментариев в СМИ – все это не скрыло от жителей тех изъянов, которые не хотят замечать проверяющие.

Что касается проектов по ремонту дворов и установке детских и спортивных площадок – работы еще идут полным ходом, хотя «белые мухи» уже вовсю летают, и главный областной метеоролог торжественно объявил о начале зимы.

Конечно, как и в любом большом деле, не обошлось без перекосов. Например, установили в Саратове детскую площадку в сквере на Астраханской, аккурат недалеко от Детского парка, где их и без того хватает. При этом, по обеим сторонам улицы на этом участке даже жилых домов нет – одни офисы, да действующие и пустующие заводские цеха… Безусловно, некоторые проверки были не только показные, выявляли серьезные недоделки, которые потом исправлялись. Но все же… Надеемся, что детские и спортивные сооружения не будут наспех втыкать в мерзлую землю, не станут укладывать асфальт во дворах в снеговую грязную жижу, воздержатся от штукатурки и окраски фасадов при минусовой температуре. Люди верят в обещанное продолжение проектов и готовы еще подождать. Ждали же годы и десятилетия.

Эпопея с новой пешеходной зоной, поспешно открытой к ноябрьским праздникам, тоже дала немало поводов саратовцам для злословия. Обратили внимание на неровно и с перепадами уложенную на тонкое бетонное основание плитку, на отсутствие урн, туалетов, дорожных знаков, зигзагами и треугольниками уложенную тактильную плитку для незрячих, а тут еще появившиеся после дождей трещины на самой плитке и катающиеся шары… Кроме того, местные власти, в связи с появлением пешеходной зоны, обнаружили свою неготовность оперативно решить проблемы с организацией движения по улицам общественного транспорта, парковок. Фактическое открытие «пешеходки» состоялось уже без особой помпы и бравурных речей в минувший понедельник, во время очередного посещения губернатора. К его приезду уже появились лавочки и урны, загорелись фонари, а декоративные шары перестали совершать свое "броуновское движение". Все последующие нападки глава региона дезавуировал тем, что была уложена экспериментальная плитка, и надо будет посмотреть, как она переживет годовой цикл.

Хочется надеяться, что переживет. И не получится по-черномырдински: хотели как лучше, а получилось как всегда. А такое у нас уже, увы, было. И как раз со знаменитым саратовским Арбатом. Более десяти лет назад вполне еще крепкую «советскую» плитку взялись менять на новую. Подряд получила фирма бывшего комсомольского работника и затем бизнесмена, удивительным образом близкого к тогдашнему градоначальнику. Неудивительно, что плитка обошлась бюджету дорого и оказалась недолговечной.

А вот дороги саратовские, кажется, даже первых серьезных климатических испытаний не пережили. С дорогами нам катастрофически не везет. Объявили 2015 год в регионе Годом дорог, а вышло по словам уже нынешнего премьера - денег нет, но вы держитесь. Держались и дождались. Годом дорог стал год нынешний. Как говорится, Год дорог – часть вторая. Правда делать их стали только с июля (традиционный весенний ямочный ремонт, когда выбоины сначала забивают кирпичом и щебнем, а затем вновь образовавшиеся дыры заделывают асфальтом – не в счет). И закончили неожиданно быстро в начале октября.

Тем не менее, стоит признать, что подобных масштабных дорожных работ Саратов, да и вся область, не видела давно. Откуда же взялось необходимое количество подрядчиков и рабочих, которые ударными темпами трудились на наших улицах? Если разбираться в этом вопросе, то нельзя не удивиться. Среди строителей были компании, основной деятельностью которых являются торговля, лесопильная промышленность и прочие направления, никак не связанные с дорожной отраслью. Возникает закономерный вопрос - если у компании нет собственной техники и рабочей силы, как она выигрывает тендеры? Она вынуждена привлекать субподрядчиков, что делает стоимость проводимых дорожных работ значительно дороже. При этом, если наступят серьёзные гарантийные обязательства, у этой компании нечего будет взять. Да и по большинству их юридических адресов удается обнаружить лишь табличку с почтовым ящиком. При этом сами базы, на территории которых они находились, давно не функционируют, так что найти подрядчика зачастую не представляется возможным. Все эти вопросы поднимались, в том числе региональной Общественной палатой, но так и остались без ответа.

Непрофильный род деятельности подрядчиков, сжатые сроки, ударные темпы, отсутствие серого вещества у рабочих – перечислять варианты причин можно до бесконечности, но результат на лицо – «косяки» прошедшего ремонта можно разглядеть невооруженным глазом. Яркий пример – новый асфальт на улице Советской. Как говорится, далеко от редакции, как, впрочем, и от администрации, ходить не надо. От самой Чапаева до Астраханской швы, прилегающие к трамвайным путям, растрескались практически сразу и продолжают разрушаться в сторону дороги от вибрации. Аналогичная ситуация около рельсов на Слонова. Несмотря на то, что общественные контролеры не раз говорили о том, что для этой работы нужно использовать более эластичный материал, к рельсам укладывали асфальт и он тут же деформировался. А сейчас, когда в трещины из-за погоды начала попадать и замерзать вода, разваливаться начинает и всё дорожное полотно вокруг. И как горожанам сдерживать возмущение, ведь кто-то принял такую работу?

Ещё один распространенный «косяк» - взятие проб нового асфальта для экспертизы путем вырезания небольших кусков покрытия, и потом оставление этих дыр незалатанными. К примеру, на Радищева, в новом дорожном покрытии около парка "Липки", прямо посредине проезжей части находится несколько этих небольших, но глубоких ям. Их габариты начали увеличиваться сразу же из-за большого потока машин, а с первыми дождями в эти «пробы» с легкостью стали помещаться колёса. И подобную практику можно наблюдать повсеместно.

Также один из постоянных «бонусов» на новых дорогах по всему городу – канализационные люки, вокруг которых выдолблено новое дорожное покрытие, оставленные в таком виде. Согласно СНиП 2.04.03–85, колодезные люки на проезжей части должны быть выполнены на одном уровне с основным дорожным полотном, но в Саратове они остаются брошенными и забытыми. Они либо возвышаются над дорогой, либо наоборот, зияют провалами, превращая улицы в полосы препятствий. Как утверждают сами подрядчики - деньги на люки просто не заложены, а они не собираются доплачивать из собственного кармана, а планируют передать их "Водоканалу".

Отдельная песня – нарушение последовательности укладки асфальта и бордюров. Складывается ощущение, что для рабочих решить, что должно быть сначала так же сложно, как ответить, что было раньше – курица или яйцо. Хотя на деле, по мнению профессионалов, установка бортового камня – очень простое и легкое дело, с которым может справиться пара человек.

Согласно ГОСТ сначала устанавливается бордюр. Для подушки используется щебень мелкой фракции, чистый песок и бетон. Толщину подушки определяют исходя из требуемого возвышения бордюра. Высота установки бордюра должна быть 10 ± 1 сантиметр. При бетонировании между покрытием и бордюром оставляется промежуток, шириной в 5 сантиметров, в который после установки с обеих сторон заливается бетон. Если сверху планируется настелить горячее асфальтобетонное покрытие, то высота бетона должна быть ниже уровня покрытия на 5 сантиметров. Если планируется покрытие из литого асфальтобетона, то ниже на один сантиметр. Уступы в стыках бортовых камней не допускаются.

У нас же ремонтные рабочие постоянно путались в последовательности, что вынуждало их переделывать собственную работу заново, провоцируя в центре города транспортные заторы. К примеру, на пересечении Рахова и Большой Казачьей сначала вырвали старые бордюры, потом, вопреки нормам уложили новый асфальт, а новый бортовой камень стали устанавливать спустя несколько недель. Причем вокруг места под них тротуары разбили сразу, а в свеженьком дорожном покрытии пришло делать срез и переделывать работу заново. На пересечении Кутякова и Рахова свежеустановленные бордюры сразу стали шататься. Оказалось, что они не держатся вообще ни на чём, их можно просто вынимать руками. При этом, их высота над асфальтом оказалась всего 7 см. Бордюры на противоположной стороне дороги, наоборот, выше нормы - 19 см.

При этом практически весь установленный по городу новый бортовой камень - битый, на 80% бордюров имеются сколы и трещины. Также на части участков стыки с дорожным полотном выполнены неровно.

«Труды» дорожников на улице Горького рассыпаются прямо на глазах. Среднего диаметра вмятины и щербины уже украшают свежеразмазанное дорожное полотно, напоминая о том, что ничто не вечно в Саратове. При желании, только на отрезке улицы Горького от проспекта Кирова до Т. Шевченко можно насчитать не менее десяти выбоин различных конфигураций. Ещё стремительнее теряется смысл работ на улице Огородной. Уже на ряде участков этой эпической улицы, раздолбанность которой можно было сопоставить разве что с улицей Лунной, (метко прозванной саратовцами Кратерной), можно увидеть ямы и провалы, а в одном месте водители вообще вынуждены объезжать занимающий почти всю проезжую часть провал по встречной полосе.

Вообще, к асфальтированию дорог существует ряд требований, нарушение которых наше информагентство наблюдало в ходе практически всех ремонтных работ этого года. Подрядчики забывают о том, что материалы должны быть качественными, о том, что асфальтирование должно производиться только в сухую теплую погоду. Забывают они и том, что перед укладкой асфальта дороги следует продувать и расчищать, а все работы необходимо заканчивать примерно за 15 дней до начала осенних дождей. И не более чем как сказки нужно воспринимать слова дорожников про современные технологии, литой и прочий нано- асфальт, который можно смело укладывать в грязные лужи.

Минимальная толщина асфальтобетонных слоев, согласно ГОСТ Р 54401-2011, 9128 и СНиП 2.05.02-85 и СНиП 3.06.03-85, должна составлять 80 мм. Если пройтись по городу с линейкой и измерить ею высоту асфальта в предусмотрительно оставленных углублениях проб, то найти соответствие нормам крайне сложно.

Вот такие неутешительные итоги большой эпопеи по благоустройству Саратова и области в этом году, но почему-то местных жителей всё происходящее совершенно не удивляет. Среди саратовцев бытует мнение, что дело не в дорожниках со строителями и даже не во власти. Просто место у нас проклятое, и любые намерения, какими бы они благими не были, проваливаются. Но более оптимистично и со смыслом звучат недавние слова губернатора: "Самое главное, чтоб шары никто не катал!". И тогда у нас, возможно, дела пойдут в гору.
версия для печати
Автор фотографий: Ника КОМНИНА
Автор: Ника КОМНИНА

Заслуживает внимания


Генералы мусорных горВыбор приоритета: танцы или саратовцы?Концессионный развод по-саратовски
02/04/2024 15:27 Заслуживает внимания Генералы мусорных гор29/02/2024 13:59 Заслуживает внимания Выбор приоритета: танцы или саратовцы?08/02/2024 13:35 Заслуживает внимания Концессионный развод по-саратовски
Без курятины не останемся?«Смертность» саратовского бизнеса снижаетсяКому выгодны продуктовые социальные полки?
30/01/2024 14:08 Заслуживает внимания Без курятины не останемся?25/01/2024 15:38 Заслуживает внимания «Смертность» саратовского бизнеса снижается15/01/2024 22:15 Заслуживает внимания Кому выгодны продуктовые социальные полки?

Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович