Перинатальная "лавочка" - Саратов Сегодня
18+ 20 Апреля 2024, Суббота, 9:16
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Перинатальная "лавочка"

25/09/2015 16:00 Врачебные ошибки - наверное, самые непростительные из всех, ведь многие из них, отличаясь своей вопиющей недоказуемостью, звучат как приговор. Такой приговор, вынесенный не где-нибудь, а в ГУЗ "Перинатальный центр Саратовской области", призванном не лишать, а, наоборот, дарить надежду, получили в свой адрес супруги Кондаковы, которые решили перестраховаться и обеспечить своего первенца самым лучшим ещё до его появления на свет. Ни у кого из них не было даже малейшей мысли о том, что это решение окажется фатальным для их маленькой семьи.

Это сейчас у Кристины Кондаковой есть утешение - девятимесячная дочь. О том, как страшно было решаться на второго ребенка после случившегося совсем недавно и еще не успевшего забыться кошмара, знает только сама молодая мать. Но она решилась, хотя до сих пор не может забыть и простить врачам свою первую и такую тяжелую потерю.

На самом деле, многое в этой истории решил случай. Раздумывая о том, где родить своего первого и такого долгожданного ребенка, Кристина остановилась на самом лучшем, как казалось ей, варианте - перинатальном центре, который виделся ей эталоном надежности и гарантом того, что с младенцем и с нею самой не произойдет ничего не предвиденного. Для того, чтобы лечь в перинатальный центр, пришлось задействовать связи и, для верности, приложить к ним 20 тысяч рублей. Предпринятые в совокупности меры возымели действие на персону, к которой были обращены, а именно - врача областного перинатального центра Татьяну Глухову, стараниями которой роженицу Кондакову, имеющую прописку отнюдь не в сельской глубинке, положили в палату.

Случилось это как раз в день родов, выпавший на 31 октября 2013 года. Почувствовав, что начались схватки, Кристина в панике вызвала врачей. Но те в один голос принялись заверять, что этого просто не может быть и ей ... показалось. Однако с каждой минутой "иллюзия" все усиливалась и усиливалась, и только после того, как девушка начала кричать, ее перевезли в родильный блок.

Сына девушка родила самостоятельно. Но подержать на руках новорожденного, даже взглянуть на него молодой матери не разрешили. Вместо этого врачи поспешно унесли младенца в другую палату - как выяснилось позже, отделение патологии новорожденных. О том, что у младенца диагностировали врожденное заболевание, Кристине никто не сообщил. Как и то, что ребенок родился слабеньким и нуждался в тщательном уходе - обо всем этом новоиспеченная мама узнала лишь вечером, после того, как самостоятельно отправилась на поиски сына.

"Врача не было часов до пяти, и я пошла к заведующей", - вспоминает Кристина. Однако выяснить, что же случилось с ее сыном, женщине удалось не сразу. Заведующая отделением патологии новорожденных Лариса Дятлова не слишком любезно посоветовала посетительнице адресовать все ее вопросы лечащему врачу и смилостивилась лишь после того, как увидела, что Кристина расплакалась. Тогда она сообщила, что с новорожденным все в порядке, а небольшая инфекция, которая обнаружилась сразу после появления малыша на свет, не помешает семейству Кондаковых выписаться из Перинатального центра уже через десять дней. В конце аудиенции Кристине даже было позволено ненадолго увидеться с сыном.

Однако в палате интенсивной терапии девушке опять захотелось плакать. Тревожные подробности, о которых ни словом не обмолвилась заведующая, вскрылись из разговора с медсестрой. Выяснилось, что младенец срыгивает и смесь для вскармливания, и грудное молоко, и не способен самостоятельно испражняться. "Даже своим, немедицинским, взглядом я видела, что у ребенка очень вздутый живот", - вспоминает Кристина. Когда она пришла к ребенку на третьи сутки, на месте его уже не было. Хотя и не сразу, но молодой маме удалось выяснить, что сына перевели в отдельную палату, куда помещают детей, готовя их к выписке. Как младенца в таком состоянии могли отправить домой, не укладывается в голове, однако заведующая отделением все-таки приняла такое решение. Навестив сынишку уже на новом месте, Кристина ужаснулась: ни врачей, ни медсестер ни рядом с ним, ни вообще в палате не было, а ребенок лежал с неимоверно раздутым животом и выглядел так, что молодая женщина немедленно бросилась на поиски медперсонала. Спохватившиеся врачи забрали младенца в реанимацию. "Но они не сделали ему рентген, не вызвали хирурга. Как они мне сказали, у них нет собственного хирурга и его нужно было вызывать. Но даже когда мой сын находился в реанимации, хирурга почему-то не вызвали. В итоге с десяти вечера до трех дня ребенок находился в критическом состоянии, сколько времени было потеряно", - рассказывает Кристина.

Врач приехал около двух часов дня, будучи вызван после того, как взятые у младенца анализы выявили начавшуюся интоксикацию всего организма. Примерно в это же время, если верить сотрудникам перинатального центра, младенцу был сделан рентген. Но действительно ли он был сделан? Ведь своего разрешения на подобную манипуляцию с сыном Кристина Кондакова не давала - только лишь потому, что за ним к ней никто не обращался. В итоге, когда ребенок оказался на операционном столе хирургического отделения 3-й горбольницы, куда Кондакова-младшего спешно госпитализировали, драгоценное время было уже безвозвратно упущено. Хирургу пришлось устранять последствия "незавершенного поворота кишечника" и "кишечной непроходимости", и, каким бы профессионалом он ни был, отыграть ситуацию назад он бы все равно не сумел. Хирургическое вмешательство лишило маленького Кирилла почти всего кишечного тракта, оставив ему всего ... 6 сантиметров. Но, даже для такого крохотного тельца это ничтожно малое количество, не оставляющее шансов на выживание. Надо думать, что врачи перинатального центра прекрасно знали о том, что произошло, однако в их изложении результаты операции почему-то вдруг оказались куда более обнадеживающими: Кристине было сообщено о том, что кишечник ее сына сократился до 20 сантиметров. Это еще оставляло шанс на спасение ребенка, ведь в московских клиниках успешно практикуются операции по удлинению кишечника. Но все равно, сделать такую операцию сыну - а договоренность о ней вместе с выделенной правительственной квотой, к слову, уже была - супруги Кондаковы все равно не успели бы. За три месяца своей коротенькой жизни маленький Кирилл сменил несколько реанимационных отделений, где врачи не боролись, а лишь поддерживали его существование. К сожалению, осложнения, возникшие после проведенного на поздних сроках хирургического вмешательства, оказались летальными для крохотного организма, и 5 февраля 2014 года ребенок умер.

Потрясенная случившимся, Кристина никак не могла выкинуть из головы мысль о том, что врачи перинатального центра не раз уверяли ее в том, что этот ребенок не жилец, а потому договариваться о проведении дорогостоящей операции в столице даже не стоило. Но успокоиться Кристина уже не могла. Вопиющие ошибки, допущенные медперсоналом центра, заставили молодую женщину обратиться в Кировский районный суд. Чтобы установить обстоятельства гибели мальчика и причастных к ней людей, понадобилось заказывать проведение независимой экспертизы, которую решено было доверить специалистам Оренбурга - самого удаленного от Саратова города из всех предложенных Кристине вариантов. Дожидаться результатов работы экспертов пришлось долго, так как перед ними стояла задача не только выполнить всю работу как можно более тщательнее, но и ответить на двенадцать поставленных вопросов.

Изучение имеющихся материалов привело экспертов к однозначным выводу - при оказании медицинской помощи новорожденному врачами ГУЗа был допущен ряд вопиющих ошибок, не случись которых, жизнь ребенка, возможно, была бы спасена. Более того, очевидно, что все или, во всяком случае, большая часть ошибок, на которые указывает экспертиза, были допущены медиками по простой халатности. Среди обнаруженных оренбургскими специалистами ошибок фигурируют следующие: несвоевременная диагностика основного заболевания, отсутствие оценки результатов лабораторных методов исследования, отсутствие заключительного диагноза, недостаточное динамическое наблюдение, нерегулярные дневниковые записи врача хирурга при наблюдении за ребенком. И это отнюдь не полный перечень найденных в работе врачей перинатального центра фатальных недочетов. Но, конечно, главное, что вызывает, мягко говоря, недоумение - это почему на протяжение первых трех дней жизни маленького Кирилла ему не была оказана жизненно необходимая ему помощь? Почему, даже не потрудившись уточнить диагноз, врачи просто позволили ребенку умереть? Во всяком случае, оренбургские эксперты пришли к выводу, что "в случае недопущения вышеизложенных дефектов оказания медицинской помощи в ГУЗ "Перинатальный центр" благоприятный исход - сохранение жизни Кондакова К. В. существовал".

Расследованием обстоятельств гибели Кондакова-младшего занимался следственный отдел по Кировскому району г. Саратова, однако в возбуждении дела в отношении допустивших халатность сотрудников перинатального центра было отказано вследствие распространенной причины - отсутствия в совершенных медиками действиях состава преступления. Тогда, имея на руках заключение ГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" г. Оренбург, супруги Кондаковы обратились с иском о взыскании с перинатального центра компенсации причиненного им морального вреда в Кировский районный суд. Рассмотрение дела состоялось в июле этого года, но итоги его оказались для семейной пары также неутешительными - судья Елена Яремчук полностью встала на сторону ответчика, чему немало поспособствовали результаты повторно сделанной - на этот раз в Воронеже - экспертизы, которая, как ни странно, не обнаружила в действиях медперсонала ГУЗа ничего предосудительного. Впрочем, чисто теоретически впечатление на судью могли произвести и другие обстоятельства - к примеру, тот факт, что истцы отстаивали свои права без адвоката (а в короткий срок заручиться поддержкой правозащитика, сведущего и готового заниматься делами с медицинской тематикой в пределах Саратова, всегда было и остается не самой легкой задачей) или же сама статусность фигурирующего в этой истории медучреждения: ведь публичное признание неэффективности работы перинатального центра, в строительство и функционирование которого были вложены колоссальные средства, означало бы ни много ни мало нанести удар по имиджу региона, особенно учитывая то, из каких кабинетов областного правительства в свое время контролировалось строительство объекта.

Так или иначе, родители Кирилла не опустили рук и сейчас намерены обжаловать вынесенное судом первой инстанции решение. Новый суд состоится уже 6 октября.

Напомним, что в прошлом году из Перинатального центра со скандалом был уволен прежний руководитель, Александр Михайлов. А о том, что условия, а главное - профессионализм врачей впопыхах открытого медучреждения оставляют желать лучшего, было известно уже давно - правда, в основном, слухами полнились круги самих пациенток, которым довелось рожать или лежать на сохранении в новом роддоме, и которые делились впечатлениями по "сарафанному радио". С самого начала основные жалобы мамочек были связаны с низким или крайне сомнительным профессиональным уровнем и весьма безразличным отношением к беременным со стороны медперсонала. "Из-за ужасной халатности врачей подруга потеряла тройню пряма в коридоре, лежа одна на кушетке, никто не подошел, не подсказал что делать. Что, в больнице так мало врачей, что никто не мог ей помочь? Когда она говорила врачам о жутких болях, просто отправляли в палату, её даже никто не посмотрел", - возмущается, вспоминая случившуюся 22 августа в жизни ее подруги трагедию, Татьяна.

Среди остальных отзывов преобладают ремарки следующего содержания: "Не роддом, а ужас....врачи лишь бы как роды принять....медсестры неопытные", "Куда надо обратиться,чтоб там провели проверку?", "Надеюсь, прикроют эту лавочку".

Многие появившиеся в Интернете негативные отзывы о работе центра совсем свежие, а это значит, что показатели младенческой смертности в регионе в ближайшее время едва ли кардинально изменятся.
версия для печати
Автор: Екатерина Вельт

Заслуживает внимания


Генералы мусорных горВыбор приоритета: танцы или саратовцы?Концессионный развод по-саратовски
02/04/2024 15:27 Заслуживает внимания Генералы мусорных гор29/02/2024 13:59 Заслуживает внимания Выбор приоритета: танцы или саратовцы?08/02/2024 13:35 Заслуживает внимания Концессионный развод по-саратовски
Без курятины не останемся?«Смертность» саратовского бизнеса снижаетсяКому выгодны продуктовые социальные полки?
30/01/2024 14:08 Заслуживает внимания Без курятины не останемся?25/01/2024 15:38 Заслуживает внимания «Смертность» саратовского бизнеса снижается15/01/2024 22:15 Заслуживает внимания Кому выгодны продуктовые социальные полки?

Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович