Они трудились для фронта: Первым делом самолеты… - Саратов Сегодня
18+ 20 Апреля 2024, Суббота, 0:37
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Они трудились для фронта: Первым делом самолеты…

30/04/2015 14:08 Молодежи уже сложно это представить, ведь с каждым днем все больше тускнеет и уходит в небытие, зарастающее торговыми прилавками, образ одного из главных объектов военной промышленности страны, но в Саратове конвейером выпускались надежные и быстрые истребители, громившие фашистов в годы Великой Отечественной Войны. По иронии судьбы, «Саратовскому авиационному заводу» удалось пережить войну, внеся очень значимый вклад в ее исход, однако мирное время оказалось для него роковым, и «САЗ» прекратил свое существование, уступив место очередному торговому комплексу.

ТК «Оранжевый», что с недавних пор красуется в средоточии Заводского района, изуродовал, но почти не изменил основательную конструкцию одного из самых больших и самых новых корпусов «авиационного», которыми завод прирос незадолго до того, как его коснулись первые признаки рокового банкротства. Люди, которые посвятили более полувека работе в этих стенах, узнали бы эти балки и перекрытия даже с закрытыми глазами. Вот только мало кому из них в радость лишний раз наведываться в имеющие яркий и праздничный вид руины. Валентин Андреевич Аристархов, некогда бывший хранителем музея «Саратовского авиационного завода», для которого «САЗ» за сорок пять лет работы на нем успел сделаться вторым домом, иной раз захаживает сюда – но лишь для того, чтобы купить яблоки, соблазняющие пенсионера своей выгодной ценой. И всякий раз он стремится как можно скорее покинуть территорию торгового комплекса, потому что ему физически больно находиться здесь. В личном архиве Валентина Андреевича есть копии фотографий, снятых после того, как заводские цеха подверглись атаке фашистских самолетов. И есть снимки, относящиеся к началу двадцать первого века, которые были сделаны в то время, когда «САЗ» уже был разрушен и пустовал. И на тех, и на других фотокарточках – одинаковые горы мусора, битые стекла и признаки запустения. Фотографии неотличимы внешне, хотя трагическая история стоит только за одной из них – той, которая была сделана в наши дни, когда уникальное не только в региональных масштабах, но и в масштабах страны производство навсегда уходило небытие.

Всплывающая подсказка А ведь предприятие мужественно выдержало войну. Как и повсюду на других заводах, сразу после нападения Германии на Советский Союз большая часть рабочих «САЗа» ушла на фронт. Многие из них встали на защиту родины добровольно, остальные – получив мобилизационные повестки. На их место в огромные цеха, на ответственную работу по сборке самолетов пришли женщины и дети – подростки четырнадцати-шестнадцати лет. Женщины массово встали за станки после того, как директор «САЗа» Израиль Левин 26 июня 1941 года издал приказ, сообщавший о необходимости в кратчайшие сроки развернуть как можно более широкую вербовку всех трудоспособных членов семей ушедших на фронт работников завода. Обстановка заставила принять меры по скорейшему расширению сети дошкольных учреждений, чтобы работницы могли оставлять в них своих маленьких детей. На момент начала войны в цехах завода трудились около восьми тысяч человек. Само собой, что значительные изменения коснулись не только качественного состава самолетостроителей, но и самого распорядка заводской жизни. Начало войны сделало невозможным продолжение прежнего размеренного темпа функционирования предприятия. Уже через пять дней после того, как фашисты вторглись на территорию СССР, в Саратове был введен режим светомаскировки. Заводу пришлось окраситься в цвет камуфляжа и отменить ставший уже привычным для сотрудников заводской гудок.

Уже скоро «САЗ» получил важный правительственный заказ: подготовить для обороны столицы семьдесят истребителей «ЯК-1». Для того, чтобы справиться с поставленной задачей, завод перешел на круглосуточный режим работы, стало внедряться новое оборудование, а производственные площади стремительно расширялись. Свежесобранные самолеты взмывали в небо прямо с заводского аэродрома, отправляясь прямиком в Москву.

Весь заводской коллектив практически жил в цехах. Война сделала невозможное: она настолько сплотила людей ради общей цели, что каждый из них старался не только выполнять, но многократно перевыполнять свою норму выработки. Было немало тех, кто простаивал у станков по две-три рабочих смены, пытаясь внести как можно больший вклад в борьбу с немецкими оккупантами. Вместе с тем, проведение мероприятий по усовершенствованию рабочего распорядка не прекращалась ни на минуту. Руководство «САЗа» уделяло особое внимание вопросам снижения затрат рабочего времени и совершенствованию различных технологических процессов.

Кроме того, на заводе вовсю работали стахановские школы. Их внедрение было необходимо, так как за станки становились вчерашние домохозяйки и школьники, которые нуждались в быстром и качественном обучении. Но на предприятии создавались и другие стахановские школы – так называемого, повышенного типа. В них обучали передовиков производства, нацеленных на перевыполнение плана на двести и больше процентов. В октябре 1941 – го весь завод встал на стахановскую вахту, посвященную 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Причем, в редкие часы, свободные от работы, коллектив предприятия проходил военное обучение. Особый трудовой героизм проявляли жены рабочих, которые ушли на фронт. Благодаря их усилиям, уже в начале 1942 года с конвейера «САЗа» сошло в пять раз больше самолетов, чем в 1941 году. Конечно, в коллективе находились и те, кто не справлялся с задачей или же попросту не хотел трудиться для фронта на пределе сил. Таких работников сурово наказывали, тем более что личный состав главных цехов завода был переведен на казарменное положение.

Такая безукоризненная организация труда не могла не принести свои плоды. И уже в июле 1942 года, за перевыполнение плана на 110 процентов, коллектив «САЗа» был награжден орденом Ленина.

Тем временем кровопролитная война продолжалась. В сентябре до Саратова долетело эхо одной из самых масштабных и страшных военных битв – сражения за Сталинград. Все здания в городе были дополнительно замаскированы и затемнены, чтобы не стать мишенью для вражеской атаки с воздуха. Вокруг самого «Авиастроительного» были установлены зенитки, а также ящики с песком, лопатами и прочим набором инструментов, жизненно необходимых в случае массированной атаки. На крышах заводских корпусов были выставлены посты круглосуточного наблюдения за воздушным пространством, а сами рабочие трудились в противогазах. «САЗ», несомненно, был «лакомым куском» для немецкой авиации.

Между тем, завод получил важное правительственное задание – необходимо было в кратчайшие сроки освоить выпуск новой модели истребителей – «ЯК-1». И задание это, разумеется, было успешно выполнено. Новые, грозные для врагов самолеты, собирались и прямиком летели в зону военных действий. Одно время, в течение долгих двух недель, завод даже был единственным в стране, кто обеспечивал самолетами войска, участвующие в обороне Сталинграда. Хотя фронту требовались не только истребители, но и другая продукция, которая также выпускалась на заводе. Это были станки для зенитных установок, гранаты, корпуса мин, автоматы и снаряды.

«Позже выпуск «ЯК-1» увеличился и составил до десяти-двенадцати машин в сутки, - рассказал Валентин Аристархов, - Получается, в месяц завод мог выпускать до трехсот шестидесяти самолетов. Немцы знали об этом заводе, причем, в то время, когда все заводы были, в основном, эвакуированы на восток, наш завод оказался единственным, который мог выпускать истребители».

Всплывающая подсказка Наращивая темпы и объемы производства, «САЗ» вошел в лето 1943 года. И вот тогда-то, в июне месяце, случилось самое страшное. Немецкие самолеты-разведчики уже давно кружились над Саратовом, присматриваясь к важному стратегическому объекту, каким был завод. Фашисты дождались роковой даты, которой стало 22 июня, чтобы начать бомбардировку предприятия. Ночью над заводскими цехами завыл сигнал воздушной тревоги. Люди поспешили в укрытия. А на завод уже падали несколько осветительных ракет. Затем началась страшная, долгая бомбежка, не прекращавшаяся в течение целых пятидесяти минут. После того, как немецкие бомбардировщики, посчитав свое дело сделанным, скрылись восвояси, вся территория авиастроительного предприятия была охвачена огнем, большинство цехов превратилось в руины. В эту ужасную ночь погибли пятнадцать человек. Позже их имена были увековечены на каменной стеле, которая была установлена на территории завода. Выйдя из бомбоубежищ, рабочие бросились на борьбу с пожарами. Из-за поврежденного в результате бомбежки, водопровода, завод лишился воды, поэтому в ход шли песок, пожарные багры и прочие подручные средства.

Невероятно, но после этой ужасной ночи предприятие все же сумело восстановиться. Бомбардировщики уничтожили многое, но не все – к примеру, нетронутым оставался аэродром. Однако необходимо было в кратчайшие сроки отстроить до семидесяти процентов всех производственных площадей. Для решения этой, казавшейся непосильной, задачи, на территорию «САЗа» были присланы шесть тысяч рабочих и необходимые для строительства материалы.

Только в 1944 году, когда в ходе войны, наконец-то, наметился явственный перелом, на производстве снова зазвучал привычный для заводчан гудок, сигнализирующий начало утренней смены. В это время «Авиастроительный завод» приступил к выпуску новой модели истребителей – «ЯК-3». От предыдущих модификаций этот самолет отличали скорость и маневренность. Вплоть до 1946 года на заводе было выпущено 4009 истребителей. За годы ВОВ с конвейерной ленты «САЗа» сошли 8668 самолетов «ЯК-1».

«Уже двадцать лет как нет завода, - сокрушенно констатирует Валентин Андреевич, - Сколько специалистов, сколько творческой мысли потеряно: токарей, сварщиков, летчиков, инженеров, конструкторов. Нам очень обидно за завод. Мы с большой теплотой вспоминаем о нем. Обычно на нем работали целыми династиями. Это считалось почетным, так как завод пользовался авторитетом. У завода было около трех тысяч поставщиков со всего Советского Союза. А сейчас на его месте зарастает бурьяном котлован».
версия для печати
Автор: Екатерина ВЕЛЬТ

Заслуживает внимания


Генералы мусорных горВыбор приоритета: танцы или саратовцы?Концессионный развод по-саратовски
02/04/2024 15:27 Заслуживает внимания Генералы мусорных гор29/02/2024 13:59 Заслуживает внимания Выбор приоритета: танцы или саратовцы?08/02/2024 13:35 Заслуживает внимания Концессионный развод по-саратовски
Без курятины не останемся?«Смертность» саратовского бизнеса снижаетсяКому выгодны продуктовые социальные полки?
30/01/2024 14:08 Заслуживает внимания Без курятины не останемся?25/01/2024 15:38 Заслуживает внимания «Смертность» саратовского бизнеса снижается15/01/2024 22:15 Заслуживает внимания Кому выгодны продуктовые социальные полки?

Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович