Нашествие грантоедов - Саратов Сегодня
18+ 19 Марта 2024, Вторник, 6:05
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Нашествие грантоедов

17/08/2017 09:21 16 августа стартовал второй в этом году конкурс по предоставлению грантов президента России для некоммерческих организаций на реализацию ими социально значимых проектов. На них Фонд президентских грантов выделит 4 млрд 750 млн рублей, это больше, чем когда-либо выделялось на эти цели за год. Так исторически сложилось, что тема грантов для России и для Саратовской области – неоднозначная. За четверть века были и громкие победы и не менее громкие скандалы, причем наш регион умудрялся профигурировать в них на международном уровне. Однако есть надежда, что в этот раз все будет иначе.

Как это было
 
Первая волна грантодателей и грантопроедателей хлынула в Россию в начале 90-х. Саратовский промышленный, а особенно военно-промышленный кластер сразу же привлек внимание иностранных «доброжелателей», которые под лозунгами борьбы за экологию фактически собирали нужную им информацию и ставили предприятиям палки в колеса, мешая их переходу на рыночные рельсы. Затем гранты  экологической тематики начали получать и просто мелкие бузотеры, которым нужно было пиариться ради каких-то политических бонусов. Мы не спрашиваем, где сейчас всевозможные экологические организации, шумевшие в 90-х даже на выборах. Мы спрашиваем: где результаты?
Депутаты, которые шли в органы представительной власти под экологическими лозунгами – выполнили обещанное?
Как поживает пресловутая саратовская дрофа, на защиту которой выделялись немалые деньги и ради сохранения которой  шли баталии с нефтедобывающими компаниями?
Чем закончились пикетирования отдельных саратовских фабрик, которые якобы отравляют окружающую среду – насколько разбогатели организаторы пикетов и что со средой?
С общественным сознанием и воспитанием человека новой демократической России и вовсе конфузы случались. Ни для кого не секрет, что всевозможные социологические исследования дают ценную стратегическую информацию об уровне жизни населения, предпочтениях, опасениях, рисках, платежеспособности, рисуют качественное «проблемное поле». Речь, конечно, идет о настоящих социологах, а не одиночках-преподавателях вузов, которые получают заказы от собутыльников и реализуют их с помощью студентов. Куда утекала стратегическая информация о состоянии региона – остается только гадать, однако в итоге региону и его жителям от этих опросов легче явно не стало. Более того, бегство бизнеса за границу региона началось именно после проведенных на различные гранты исследований. Не зря, видимо, различные фонды занимались в нашем регионе сбором заявок на финансирование проектов в научно-технической отрасли.
С новым мышлением и идейно-воспитательной работой случались еще более громкие скандалы. Мало кто помнит, но в еще недавно закрытом для иностранцев городе местное информагентство стало поставщиком информации для ведущих американских СМИ и напрямую Конгресса США. Появились представительства радио «Свобода», местные корреспонденты которых удачно совмещали работу в государственных СМИ и слив информации «за бугор». Спустя три года после открытия города начал действовать передатчик «Голоса Америки», который, впрочем, вскоре украли и пропили местные люмпен-патриоты. Но сам факт деятельности агентов влияния Запада в регионе не красит ни гражданское общество, ни власти, которые должны были это общество в те времена поддерживать.
В середине 90-х, случился скандал с одним из зарубежных фондов, который профинансировал пропаганду наркотиков и половой распущенности – а как иначе назвать акции по бесплатной раздаче на саратовских школьных дискотеках одноразовых шприцев и презервативов?  С обострением борьбы кланов грантоеды вели на зарубежные деньги предвыборные баталии и обработку общественного мнения по поводу легитимности выборов – так продолжалось до тех пор, пока государство не прищемило хвост «иностранным агентам».
Ну и, конечно, фонды, на словах ведущие борьбу за Россию без коррупции, эту коррупцию плодили. В конце 90-х много шума наделали расследования саратовского журналиста Александра Крутова о некоторых фондах, которые спелись с местными властями и сами превратились в площадку для реализацию коррупционных схем.
Этот коррупционный опыт был успешно внедрен отечественными грантоделателями.  СМИ российских регионов все предыдущее десятилетие не уставали рассказывать о том, как чуть ли не половина охотников за грантами, появившись ниоткуда, после получения средств «растворяются» в информационном потоке и никогда больше не заявляют о себе публично. Причем, если в скандалах с зарубежными фондами были замешаны проекты развития демократии, парламентаризма и пересмотра истории (ну и экология, разумеется), то на отечественной почве прогремел не только парламентаризм, но и проекты, связанные с патриотизмом и его «развитием». В последних, правда, никогда нет конкретики, зато есть нескромные обещания охватить миллионную аудиторию и перевоспитать. Какими методами? Фестивалями, байкер-шоу, маскарадом ряженых,  танцами под патриотические лозунги, лекциями и презентациями на природе. Никого не смущало, что молодые участники подобных грантопроедательных проектов вспоминали не о лекциях и презентациях, а о том, как неожиданно заканчивались презервативы. Хотя некоторые действительно использовали такие шоу как трамплин для построения карьеры. И тем более никого не смутили раздутые оппозиционной прессой истории о том, как лауреаты подобных шоу уезжали учиться и работать за рубеж – впечатляющий итог патриотического воспитания, не так ли?
Что немаловажно для дальнейшего развития темы, в основном грантодателям было неинтересно интересоваться реальными, а не продекларированными итогами реализации гранта. «Саратовская студентка выиграла грант на создание студенческого СМИ» – и что стало с этим СМИ? «Профинансирован проект повышения социальной активности и гражданской ответственности жителей области по защите окружающей среды» - и чем закончилась рассылка открыток с призывом беречь природу?
Впрочем, вернемся к коррупции, ибо это не только общенациональная проблема, но и постоянно сопровождающая любые грантовские конкурсы риторика.
Вопреки разоблачительным статьям 90-х о коррупции в сфере грантов, получение  прибыли от гранта вовсе не связано с нарушением закона. Серые отмывочные схемы в буквальном смысле прошлый век. Все проще - распорядителю грантов нет дела до того, к какому подрядчику обратится грантополучатель за деньги, оговоренные в бюджете проекта, для кого этот подрядчик – «свой».  К тому же – и об этом тоже регулярно писали СМИ некоторых регионов - когда в состав правления и экспертной комиссии грантодающих фондов без зазрения совести входили представители власти и их родственники, вопросов о том, кто свой, а кто чужой, вообще не возникало.
Все время, пока продолжалась эта эпопея,  суммы звучали в СМИ шокирующие, с шестью и более нулями. Практической пользы обществу не было никакой. Неангажированная пресса и общественность, просто честные люди возмущались: когда же это кончится?
И вот оно кончилось.

Трудно жить на свете грантоедам этим

В 2016 году на федеральном уровне распределением бюджетных средств занималось несколько грантооператоров. В этом  году для проведения конкурса президентских грантов был создан единый оператор — Фонд президентских грантов по развитию гражданского общества. В 2017 году им проводится два конкурса: в рамках первого конкурса заявки принимали с 17 апреля по 31 мая, старт приема заявок на второй конкурс  - 16 августа, продлится он по 29 сентября. Заявки принимаются в электронной форме, избавляя заявителей от лишней бюрократической и бумажной волокиты.
На первый в этом году конкурс президентских грантов поступило свыше 6,6 тысячи заявок, победили 1023 проекта, представленные 970 некоммерческими организациями из 79 регионов России, среди них было распределено 2,25 миллиарда рублей, средняя сумма гранта составила 2,2 миллиона рублей. Самый крупный грант в 50 миллионов рублей получила некоммерческая организация "Фестиваль "Золотая маска" на проведение российской национальной премии и своего фестиваля. Общероссийская общественная организация "Российский Красный крест" получила грант в 20,355 миллиона рублей на развитие добровольческого общероссийского гуманитарно-образовательного движения "Я твой донор".  
Девятнадцать организаций из Саратовской области стали победителями конкурса. Окружное (отдельное) казачье общество Саратовской области и молодежная общественная организация "Синегория" – на фестивали и конкурсы. Центр сурдопереводческих услуг и социальной реабилитации на проведение специализированной юридической консультации для инвалидов по слуху. Центр гуманитарных проектов "Традиции и инновации"  -  на проведение работ по определению границ территории объектов культурного (археологического) наследия на севере Саратова и Саратовского района,  В числе победителей Балаковская организация по пропаганде здорового образа жизни – получен грант на реализацию проекта "Стройная мама", региональное отделение Союза журналистов России - на проект "Летописцы истории страны", фонд поддержки семьи и детства "Океан" - на проект "Сенсорный мир аутизма".
Впрочем, в рамках данной статьи нас больше интересуют те, кто не получил президентской поддержки, и почему.
Фонд президентских грантов провел сводный анализ типовых ошибок, допущенных участниками первого в 2017 году конкурса президентских грантов. Сделано это было после того, как от проигравших стали приходить в Фонд и публиковаться в соцсетях  жалобы на несправедливую оценку. Не обошлось и без обвинений в коррупции и политической предвзятости. Гендиректор Фонда президентских грантов Илья Чукалин провел специальный вебинар, на котором объяснил, что проводилась независимая экспертиза, все заключения экспертов были обоснованы. Более того, к ужасу вечных критиков Кремля, среди победителей были организации со статусом иностранного агента, зато не оказалось антимайдановцев, «Наших» и «молодогвардейцев».
Последние, например,  просили 8,2 млн руб. на проект «Школа парламентаризма», собирались на эти деньги искать и готовить активных студентов для прохождения стажировки в органах государственной власти и реализации собственных социально значимых проектов. Однако непонятно, зачем просить деньги у государства на широкую  информационную кампанию в СМИ, проведение конкурса активных студентов для подготовки кадрового резерва, в то время как в органах государственной власти уже существует такая процедура, да и сама «Школа парламентаризма» уже давно действующий проект.
Тринадцать региональных организаций «Боевого братства», просивших от нескольких сотен тысяч рублей до восьми миллиона рублей на проекты «антимайдановской» тематики, тоже не получили желанных сумм. Закономерно – предупреждением угроз государственному строю успешно занимаются органы, у которых есть на то компетенция и ресурсы, а если кому-то нужно отжать под этим предлогом большой земельный участок в Крыму для собственного развлечения – это не по адресу.
Вполне ожидаемо, под ропот здравомыслящей публики «наконец-то» отказали проекту «Хрюши против». Скандально известное движение «Наши» привыкло получать миллионные суммы, чтобы активисты в розовых костюмах больших свиней боролись с недобросовестным обслуживанием в супермаркетах.
Организаторы вебинара, не комментируя причины отказа конкретным грантозаявителям, объясняли принципы, которыми руководствовались эксперты при отказе.
В первую очередь – это общие фразы в описании актуальности и социальной значимости проекта. Заявители красочно описывают общемировые события, обильно цитируют президента и умалчивают о том, какие конкретные проблем в конкретном регионе будут решены.
Распространенная ошибка — нарушение логики. Например, нет элементарного ответа на вопрос: как все эти раздатки открыток, репортажи в СМИ, конференции помогут благополучателям? А также непонятно, сколько благополучателей будет. Понятно, что хочется осчастливить всех…
Еще один грех - затраты не соответствуют результатам, а результаты – неизмеримы. Это явно последствия того самого коррупционного подхода, когда смету надо раздуть на величину откатов и показать масштабность, которую все равно никто не будет проверять.
Кстати, некоторые организаторы, обвиняющие Фонд в коррупции, выставляли такие мутные схемы бюджета (например, командировки для пяти сотрудников на Камчатку, при том, что в штате всего двое, или оказание правовой помощи из расчета 600 тысяч рублей на человека), что впору было задать вопрос: кто там громче всех кричит «Держи вора!»?
Особое внимание на вебинаре было уделено крымской теме. Некоторые заявители непременно хотят реализовать проект в Крыму, находясь порой за тысячи километров от полуострова. Готовы за бюджетные деньги ехать в Крым и оказывать правовую помощь, словно крымские власти сами не могут создать соответствующие структуры и перенастроить правоприменение на российское законодательство.
В этом году среди грантозаявителей много новичков, что не может не радовать. Однако организаторам конкурсов хотелось бы видеть новичков профессиональных, а не наивных. Но чем, если не наивностью, можно объяснить составление заявок без описания собственного опыта и вклада в проект? Или указание о том, что деньги на воспитание высоких моральных качеств российских семей (именно в таком масштабе) просит организация, которая в прошлом году реализовала проект по продуктовому снабжению ветеранов на сумму 5000 рублей?
И уж совсем странно, что  организации-заявители, обвиняющие грантодающие фонды в закрытости, сами – невидимки. Ссылки на заблокированные сайты, отсутствие сообщений в СМИ о деятельности соискателя гранта. Или так: есть сайт, но там нет отчетов о проделанной работе, причем даже у организаций, которые уже получали президентские гранты в прошлые годы.
Все это, с одной стороны, осложняет жизнь проедателям грантов, с другой – дает возможность честным соискателям грамотно заявить о себе не только Фонду, но и общественности.

Как это будет

В конце июля президент РФ Владимир Путин своим распоряжением почти вдвое увеличил государственную поддержку НКО, «участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина». В этом году ее объем составит 7 миллиардов рублей.
При этом, по словам Ильи Чукалина, в ходе первого конкурса президентских грантов была распределена лишь треть от общего объема выделенных средств, многим пришлось отказать по вышеописанным причинам. Шансы добросовестных НКО победить во втором конкурсе, таким образом, увеличиваются, а «карманных» грантоедов - снижаются.
Распределением около 4,5 миллиардов рублей на реализацию проектов НКО, планируется поддержать более двух тысяч инициатив. Планку никто снижать не будет, однако Чукалин считает, что проведенный «разбор полетов» позволит грантозаявителям научиться на чужих ошибках и представить грамотные проекты.
Что касается грантоедов со стажем, то их нашествия теперь вряд ли стоит ждать – Единый грантооператор объявил им, что все их стандартные уловки ему известны, а открытые правила игры не дадут больше возможность урвать от бюджета.
Кроме того, Чукалин не раз подчеркивал, что целевое расходование грантов для НКО будет строго контролироваться, в том числе Счетной палатой РФ, поэтому дорогостоящие проекты пройдут более детальное и пристальное рассмотрение, чем остальные, проходной балл для них также будет выше. Десять миллионов рублей и больше получат только проекты федерального масштаба от НКО с большим опытом работы, широкой известностью и безупречной репутацией.
Заявки будут распределяться по четырем группам в зависимости от запрашиваемой суммы: до 500 тысяч рублей, от 500 тысяч до 3 млн рублей, от 3 до 10 млн рублей и свыше 10 млн рублей. В связи с этим на вебинаре и ранее в интервью журналистам представители Фонда не раз советовали НКО-новичкам начинать с малого, просить не меньше, а сколько надо, сколько готовы реально освоить – в хорошем смысле этого слова.
версия для печати

Ракурс


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович