Описываемый Саратов - Саратов Сегодня
18+ 23 Августа 2017, Среда, 6:18
Патриотизм заключается в том, чтобы поддерживать свою страну всегда,
а правительство только тогда, когда оно этого заслуживаетМарк Твен
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Описываемый Саратов

Описываемый Саратов - Саратов Сегодня10/08/2017 15:43 У фантастов Стругацких герой одной из книг путешествует по описываемому литераторами будущему и сетует, что нельзя пожить в описанном пропагандистами настоящем. У москвичей и гостей города 10 августа представилась возможность взглянуть на описываемый Саратов. В центре Москвы, на Гоголевском бульваре, открылась фотовыставка «Взгляд на Саратов из Москвы», которая собрала самые колоритные и интересные снимки о Саратовском регионе. Проект приурочен к открытию Дней Саратовской области в Москве. Тридцать две фотографии наиболее ярких образов региона, которые стоит увидеть своими глазами (саратовская гармошка и саратовский калач, тюльпанные степи и меловые горы, памятники новые и старые, и многое другое) должны показать москвичам Саратовскую область как современный, динамично развивающийся регион. Увы, но наверняка найдутся гости столицы, приехавшие на фирменной «девятке», которые с удивлением будут спрашивать: как попасть в этот замечательный город, флагман урбанизации?

Впереди Казани всей

Недавно КБ «Стрелка» обнародовало индекс качества городской среды по заказу Фонда единого института развития в жилищной сфере. Индекс стал первым в стране инструментом, с помощью которого можно сравнивать состояние населенных пунктов и их слабые места. Саратов неожиданно для всех обогнал Казань, набрав больше баллов, которые присваивались за каждый из 6 типов пространств – жилье с прилегающими пространствами, уличную, социально-досуговую, общественно-деловую инфраструктуру, озеленение и общегородское пространство. Авторы исследования каждую территорию оценивали по критериям безопасности, комфорта, экологичности, идентичности, разнообразию и современности среды — по 10 баллов максимум за каждый показатель. Что-то из критериев представляется весьма спорным. Например, трудно спорить с тем, безопасность включает в себя освещенность улиц, подъездов и набережных. Однако когда качество озеленения оценивается не по площади зеленого массива, а по космическим снимкам, определяющим уровень хлорофилла в листве деревьев… Хотя, специалистам «Стрелки», конечно, виднее со спутника…

Из 76 городов с населением от 250 тысяч человек и выше, включая Саратов, наш областной центр получил 156 баллов, что соответствует оценке «удовлетворительно». Казань получила 153 балла, уступив Саратову - кто бы мог подумать? - по показателю уличной инфраструктуры! В столице Татарстана он составил 23 балла, в Саратове с его пробками и самосмывающимся асфальтом – 27. Наивысшие оценки от «Стрелки» заработали Москва и Петербург – 221 и 196 баллов соответственно. Меньше всего – 97 баллов – заработал Волгоград. Впрочем, сами исследователи настоятельно просят журналистов не считать свое исследование рейтингом.

Однако в любом случае оценка «удовлетворительно» означает, что городу нужно развиваться, чего никто и не отрицает. Если столицу Татарстана мы уже обогнали, то обгоним и российскую столицу - попозже. Главное правильно планировать и исполнять.

Описываемое и зримое

Нужно признаться честно: многое из запланированного по благоустройству городской среды уже начало реализовываться, заметная часть – выполнена. В Саратове расширилась пешеходная зона, появились новые памятники, скверы и парки украсили фонтаны. Несколько дней назад свой 81-й день рождения Детский парк, некогда бывший одним из любимых мест отдыха горожан, встретил обновленным: детские игровые и спортивные площадки, стадион с тренажерами и целый комплекс с теннисными кортами, уютные зоны отдыха для старшего поколения, библиотеки. Особо стоит отметить фонтан «Детство» – дети уже облюбовали его для милых шалостей и испробовали в качестве восходящего душа. В саратовских скверах и на «пятачках» у дорог появились детские площадки, на улицах заметно прибавилось скамеек, урн, уличных фонарей. На форуме «Городская среда», прошедшем 24 июля в Краснодаре, «Единая Россия» заявила о мониторинге в регионах стоимости всех базовых элементов благоустройства городской среды, а Общероссийский Народный фронт постоянно совместно с жителями следит за состоянием уже построенных объектов урбанистики - в первую очередь детских и спортивных площадок. Одним словом, описанное в проектах в целом совпадает с тем, что саратовцы увидели реализованным.

Хотя, конечно, не все гладко. Взять хотя бы асфальтовое покрытие, тротуарную плитку, которые только в нашем регионе имеют обыкновение сохранять целостность до первого телесюжета об успехах урбанизации. Не дремлют вандалы-любители катать шары. Разработчики проектов урбанизации, и то же КБ «Стрелка» здесь, конечно же, ни при чем. Проблема с реализаторами. Например, есть мнение, что детские площадки вдали от дворов поставили вовсе не потому, что так они лучше смотрятся из окон проезжающих начальственных авто, а из-за тесных дворов.
Или вот, к примеру, история с обновленной Привокзальной площадью в Саратове - в мае по проекту "Стрелки" кардинально изменились схемы движения транспорта, увеличилось количество пешеходных зон. Но пешеходы, спешащие на остановки или на вокзал, по-прежнему не считаются с разметкой, «бомбилы» оккупируют немногочисленные парковочные места, и не заметно попыток отрегулировать транзитный транспортный поток через площадь.

Реакция горожан на неожиданные урбанистические новшества, впрочем, приблизительно одинакова во всех городах. Жители столицы, например, этим летом накануне Московского урбанистического форума открыто выражали недоумение по поводу таких городских украшений по случаю праздников, как гигантские яйца с ушами и огромная зеленая голова женщины, торчащая из земли. Авторы инсталляций безуспешно пытались объяснить концепции: к примеру, розовые курицы на Пушкинской площади должны были символизировать приход весны. У нас, как знают саратовцы, есть и свои головы – две пары, на Набережной и в Заводском районе - и конструкция во дворе правительства, смысл которой так и не раскрыт. Может быть, и еще какую-нибудь конструкцию с ушами установят – на это деньги всегда найдутся.

Причина сетований очевидна: придумывают одни, реализуют другие, поддерживать в рабочем состоянии должны третьи. Так и выясняется, например, что новые саратовские памятники надо регулярно чистить, на что изначально требовалось предусмотреть финансирование. Да и каменные шары надо было сразу прочно закрепить.

Но главный вопрос, конечно же, не в поисках сокрытого смысла, а в том, на какие новшества стоило тратить силы, время и средства, а без каких можно было обойтись.

Ответ на него можно получить, устроив опрос горожан – они проблемное поле города знают лучше всех, потому что живут здесь.
Такой опрос специалисты Центра городской антропологии (ЦГА) КБ "Стрелка" провели с полгода назад во Владивостоке, который, наряду с нашим городом, является экспериментальной площадкой урбанистики. На основе опроса будут разработаны стандарты благоустройства для российских городов. Что показали интервью?

Парные сравнения

В числе экспертов были опрошены журналисты, сотрудники культурных учреждений, архитекторы, предприниматели, урбанисты, экологи. В отличие от Саратова, тяготеющего к Москве еще с эпохи «колбасных поездов», Владивосток характеризуется довольно яркой социокультурной спецификой и высокой степенью культурной обособленности. Регионы европейской России характеризуются как "Запад", а азиатские государства, несмотря на культурные отличия, считаются более близкими и понятными.

Зато наши города очень похожи в том, что молодежь зачастую стремится уехать из региона на учебу и работу. Это вызывает неодобрительное отношение старшего поколения, которое считают, что город и регион способны предложить своим жителям множество возможностей саморазвития, было бы обоюдное желание жителей и властей.

При этом, в отличие от Саратова, в городе хорошо организовано изучение иностранных языков, в том числе восточных, что открывает дорогу к миграции в страны Тихоокеанского региона.

Чем дальше читаешь отчет – тем быстрее забываешь, что речь-то идет не о Саратове. Износ жилого фонда в городе, по некоторым данным, превышает 40%. Строительство ведется в формате точечной застройки по всей площади города. Горожане недовольны проблемами с вывозом мусора, автобусами и маршрутками, зачастую находящимися не в лучшем состоянии, дорогами. Правда, в Саратове пока додумались только о прикрытии старых фасадов баннерами к приезду премьера, а во Владивостоке к визиту президента красят даже асфальт.
Результаты любого исследования – руководство к действию, главное соотнести выводы с реальностью, а не с теоретическими воззрениями гуру урбанистики. В этом отношении, увы, тоже не все гладко.

Имитация урбанистики

Услышанное на весеннем саратовском урбанистическом форуме и прочитанное в интернете о том, как градообустройством занимаются в других регионах, вызывает простые вопросы, на которые сложно получить ответ как от теоретиков, так и от практиков.

Почему вместо решения реальных проблем города предлагаются образцы дизайнерских и транспортных решений, которые стали итогом успешного развития западных городов?

Адепты урбанистики называют инфраструктурой, необходимой современному городу, детские и спортивные площадки, фонтаны и скамейки с клумбами. Нет-нет, все перечисленное любому городу жизненно необходимо, но только как закономерный итог городского обустройства. Однако без решения истинных проблем города, без качественного ремонта коммуникаций это все равно, что завесить пресловутыми баннерами ветхое жилье, или установить в деревенский нужник золотой унитаз. На показуху денег не жалко, а на реальное решение проблем – нет, так что держитесь здесь…

Саратов – мегаполис. В него должны ежедневно заезжать сотни грузовиков только для того, чтобы привезти еду. И выезжать сотни грузовиков, вывозящих мусор. А еще люди у нас работают, поэтому каждый день должны как-то добираться до работы и обратно. Вряд ли много народа ездит из Солнечного в Комсомольский, но проехать даже прямую, как стрела, улицу Чернышевского от начала до конца – проблема. Кто и что придумывает, чтобы оптимизировать транспортные потоки? Город с комфортным и быстрым транспортом – вот идеал истинной, а не имитационной урбанистики.

Говорят, транспорту мешает плотная застройка, которая не дает возможности расширить улицы. Мешают трамваи. Мешают пешеходы, в конце концов. Что касается трамваев, то ровно 20 лет назад, в год придуманного зачем-то празднования двухсотлетия Саратовской губернии в городе снесли два трамвайных маршрута – рельсы где выкопали, где прикопали. Несколько лет назад уничтожили еще один. Кому от этого стало лучше? Водителям частных маршруток и их хозяевам? Возможно. Во всяком случае, муниципальный электротранспорт от этого точно пострадал, причем катастрофически. А с ним и жители города, пользовавшиеся этим транспортом.

На самом деле плотная застройка снижает нагрузку на транспорт, если у жителей в рамках пешей доступности – магазины, детсады и школы, поликлиники, учреждения культуры. Правда, для этого лица, принимающие решения, должны напрячься, чтобы на одной улице были разные полезные учреждения, а не десяток однотипных обувных магазинов и аптек.

Еще один миф, который любят адепты урбанистической бижутерии – новые элементы городской архитектуры привлекают туристов. Туристы мало того, что до этих «элементов» доехать должны, у них должно быть время хотя бы на вдумчивый осмотр и самофотографирование. Плюс к тому естественные человеческие потребности, которые тоже можно удовлетворить в шаговой доступности от объекта туристического паломничества. Мы вообще-то имеем в виду перекусить и посидеть в тени… Но, да, и другое тоже важно, чтобы описывание достопримечательностей не понималось слишком буквально из-за того, что больше негде. Почитайте, что пишут туристы про свое путешествие по саратовским достопримечательностям, особенно на просторах области. Вот где описываемая простым людом реальность порой разительно отличается от официально описываемого Саратова. Кафе и туалет – это тоже инфрастуктура.

Еще об одном любимом предмете рассуждений теоретиков-урбанистов – «доступной среде» - мы лучше умолчим. Гости-«колясочники» – народ грамотный, панорамы и фото саратовских улиц и без нас могут в интернете насмотреться. А местные уже привыкли.
Между прочим, приблизить воплощение мечт теоретиков урбанистики может развитие саратовской агломерации. Значительное число проблем, как ни странно, можно решить, инвестируя не в центр Саратова, а в окраины, даже в пригороды. Впрочем, это уже совсем фантастика.

Возвращаясь к проектам урбанизации, стоит еще раз напомнить о логичном шаге исследователей КБ «Стрелка» - опросах горожан. Вот только вопросы на будущее надо бы скорректировать. Описанием проблемного поля никого не удивишь. А хорошо бы перед очередным планированием не на негативе, а на позитиве сакцентироваться. Спросить, чего хотят люди. Что им нужно, чтобы выбрали Саратов как место своей жизни. Фактически – создать картину «описываемый Саратов будущего». И строить проекты по ней. Чтобы описываемый и реальный Саратов наконец-то совпали.
версия для печати

Ракурс


«ПОДПИСАЛСЯ САМ?! – ПОДПИШИ ТОВАРИЩА!»


Провинциальный телеграф

ПнВтСрЧтПтСбВС
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Фоторепортажи

Видеорепортажи

Прямая речь

< >
< >
< >
Информационное агентство «Саратовские областные новости» зарегистрировано Средне-Волжским управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ИА №ТУ 64-00366 от 29 июня 2012 года.
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 23-65-01.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович
Яндекс.Метрика