Лимония Хренова - Саратов Сегодня
18+ 19 Марта 2024, Вторник, 12:45
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Лимония Хренова

23/01/2017 18:00 Жил-был такой Хренов, Иулиан Петрович, знакомый поэта Владимира Маяковского, участник строительства Кузнецкого металлургического комбината. Это его мечты о стране Лимонии, которую он сам строит, записал когда-то поэт: «Темно свинцовоночие, и дождик толст, как жгут, сидят в грязи рабочие, сидят, лучину жгут. Сливеют губы с холода, но губы шепчут в лад: «Через четыре года здесь будет город-сад!». Сегодня не то, что вчера - мечты о саратовской Лимонии глобальнее, назойливее и продолжительнее.

«Страна Лимония, страна без забот…»

Если суммировать все, что обещали саратовцам к 400-летию, потом к третьему тысячелетию, потом к 425-летию, а тем более к каждым выборам, то получится следующая картина. Прежде всего, Саратов будет зеленым. Парки, скверы, цветники, фонтаны – все это в центре города за счет сноса частного сектора. Скоростной навесной трамвай, аэротакси в Энгельс, Маркс, Балаково, на волжские острова и Кумысную поляну. И метро. О, метро! Мечтал ли кто-нибудь о нем так, как мечтали саратовцы о метро? С эскалаторами, шикарными подземными залами, чтоб москвичи приезжали за колбасой и завидовали. Была даже придумана изюминка – световой переход на перекрестках проспекта Кирова.

Парки – не просто зеленые насаждения, а комплекс аттракционов с местным колоритом – недаром же в Энгельсе вырос целый детский писатель Кассиль, который придумал Швамбранию. Набережная – не просто закованная в бетон Волга, а пляж, молы, станции прогулочных катеров, аквапарк, место для пляжного футбола. Последнее особенно нужно, чтобы не возить песок под окна правительству на Театральную площадь, как в прошлом году. А в зимнее время – каток и ледовая переправа через Волгу для любителей экстрима.

Рынок скорректировал планы в сторону расширения торгово-развлекательных центров, но все равно выглядело здорово. В целом же Саратов должен был в итоге стать городом чистых благоустроенных и красиво освещенных улиц, уютных зеленых кварталов и скверов тихого центра. Чтобы центр и окраины были связаны быстрым и дешевым транспортом, на тротуарах не было мусора, а на дороге был прочный комфортный асфальт. Каждый раз – и это без шуток – для реализации проекта были все возможности. Просто денег не было.

«В страну Лимонию ведёт подземный ход…»
На строительство, впрочем, деньги могли и найтись. Как нашлись они на строительство перехода на перекрестке улиц Кирова и Горького. Да, там был нюанс, который не учли – оказывается, когда идут дожди, проводка фонариков перехода промокает и выходит из строя. Но какое-то время переход поработал, не зря ж два года было парализовано движение на этих магистралях. Нашлись на строительство и цветомузыкального фонтана напротив консерватории – и гости города искренне восторгались этим чудом техники. Да и на прочие чудеса урбанистики деньги находились – на постройку. А вот на поддержание, извините, нет.

Дело в том, что авторам прожектов никто не объяснил, видимо, откуда берутся деньги. И они начали придумывать свои источники – один красивее другого. Прежде всего, развивать туризм. Есть же в других городах лимонарий, пусть и у нас будет. А там и океанариум с аквапарком построим. Еще тут легенды слагают о пещере Кудеяра, село есть с чудным названием Лох, космонавты приземлялись один за другим. А какие у нас чудные тюльпаны растут, а какая клубника и арбузы с ухой! Мы еще фантазий насчет развалин городов асуров и зороастрийцев, подземных ходов в Шамбалу и бункеров Сталина понапридумаем в ассортименте. Или вот пароходы с литераторами пустим по Волге, а за ними – катера с литературоведами в штатском. Одним словом, есть чем туристов привлечь, пусть приезжают и тратят свои деньги на благо благоустройства нашей Лимонии. Да и сами горожане неужто не будут рады отдыхать в замечательных парках, скверах и торговых центрах? Это их сейчас от неустроенности воротит. Но верят в лучшее. Как в стихах – сидят в грязи, лучину жгут, но в город-сад верят, подземный ход туда копают.

«Трудна дорога, и повсюду обман…»
Но не получается сложить из кубиков слова «прекрасный Саратов». Кубиков, говорят, не хватает – в наличии только четыре – «А», Ж», «О» и «П». Регион — депрессивный, деловая активность низкая, своих предпринимателей разогнали, иногородних и тем более иностранных распугали. Только сейчас они худо-бедно к нам потянулись. Вон даже некоторые представители власти открыто как-то признались, почему «ИКЕА» у нас отказалась что-то строить: они, оказывается, не все русские слова знают, «откат», например.

Подвели и собственные сограждане. Все вышеописанные зоны отдыха, парки, скверы, аквапарки и океанариумы хороши, когда уровень благосостояния горожан позволяет им отдыхать в этих парках. Те, у которым уровень сейчас хорош, предпочитают на выходные летать в подмосковные ИКЕИ и самарские, казанские аквапарки. Когда большинство граждан озабочено проблемами выживания, оно не понимает преобразовательных потуг наших мечтателей. Какие скоростные трамваи, если горэлектротранспорт уничтожается на глазах. Как водится, еще с советских времен, «по многочисленным просьбам трудящихся» снесли линию 12-го трамвая на Большой Горной, потом 11-го и 12-го на Кутякова. Что, пробок меньше стало? Пробок не меньше, зато денег в карманах частных перевозчиков - больше.

Какие скверы и парки, если по соседству с «правительственным кварталом» - овраг, и люди выливают туда помои, потому что у них нормальной канализации нет? Какой лимонарий, если там нормальной дороги и туалета нет, причем город, который где-то в отчетах, возможно, хвастается таким туристическим объектом, ничего не делает для оборудования этого стратегически важного сооружения. На бескрайних просторах области – не лучше. Туристов, желающих посетить утес Стеньки Разина, ту же пещеру Кудеяра побывать на фестивале тюльпанов или местах приземлении Гагарина и Титова, ждет та же дорожная, туалетная и гостиничная проблема. Что увидят они на местах приземления, которые в других городах давно уже сделали бы туристической Меккой. Поле. Русское поле. Запах полыни. И еще чего-то. Туалетов и тут нет.
И что вы прикажете делать обманутым согражданам, когда они слушают очередные прожекты, изрядно пронафталиненые? Видят, что разработчики проектов упор делают на зрелищность – им предложить построить заново дорогостоящие висячие сады Семирамиды выгоднее, чем попросить денег на ремонт существующих фасадов. А если и попросят, то сэкономленная краска облупится очень быстро, как на улице Московской.
Одним словом, какой город-сад можно построить, если в наличии одни только удобрения, а на деревья уже денег нет?

«Но чтоб не сбиться, у меня есть план…»

На прошлой неделе состоялся очередной пир маниловщины. Трижды - в понедельник на совещании по развитию областного центра, во вторник на градостроительном совете и в четверг в облдуме авторы эпатажных проектов убеждали власть дать денег или просто посодействовать грандиозным проектам Нью-Васюков в разных вариациях.

Самый яркий, конечно, агломерация Саратова и Энгельса. Свяжут города тремя новыми мостами, будут развивать вширь, увеличат число трамвайных маршрутов и продлят их до Сабуровки, сделают легкий рельсовый транспорт. В итоге к 2030 году Саратов должен войти в десятку лучших городов России по индексу устойчивого развития.

Неясно, правда, построят ли в итоге туалеты, разгонят ли своры диких собак, будут ли регулярно убирать мусор. Наверное – все сделают, иначе, кто согласится вкладывать деньги? Кстати, много места в Стратегии будет уделено брендированию города. Это значит, что саратовцам предстоит узнать еще много нового о своей истории. Кое в чем нас уже просвещают - например, что Саратов произошел от Укека и вообще по некоторым данным он старше египетских пирамид…

Идея саратовской агломерации, безусловно, правильная. Таковой она была в момент возникновения на рубеже 70-80-х годов, когда слияние Саратова и Энгельса довело бы население новообразованного города до миллиона человек, дало бы право на повышенные нормы снабжения товарами. Полезна она и сейчас. Половина Саратова работает в Энгельсе, половина Энгельса работает и учится в Саратове, слияние экономик даст только плюс новому муниципальному образованию. Но есть и проблемы. Прежде всего - политическая: кто в новом городе будет главным? Страшно представить, какая буря разразится после того, как понадобится создать единую администрацию и единую думу там, где бизнес и власть давно уже все поделили.

Получится классический крыловский сюжет из учебника физики про равнодействующую трех сил. И еще неизвестно, кто там будет лебедем, а кто станет раком.

Другая проблема - несовпадение стилей управления. Энгельс более ухожен, жизнь там более размеренная, транспорт ходит лучше, чем в Саратове... Что там в поговорке про запрягание в одну телегу?

Наконец, города связаны по сей день тонкой ниточкой моста. И опять-таки, если до сих пор нет политической воли пустить электричку "от вокзала до вокзала", восстановить знаменитый когда-то девятый маршрут троллейбуса "Саратов-Энгельс" - что ждать дальше?
Хотя, собственно, именно с этого вопроса бы создание базы для агломерации и начать.

План есть и у менее креативных, зато здравомыслящих горожан, нет сил и умения довести его до сведения лиц, принимающих решения.
Ну вот, например, не секрет, что множество коммуникаций проложены самым худшим образом – вдоль, непосредственно под дорогами, а порой и над дорогами. Висячая над проезжей частью стекловата и утеплитель – такое архитекторам Семирамиды и не снилось. Чтобы решить вопрос с таким урбанистическим кошмаром, никаких дорогостоящих планов не надо. Просто один раз придумать и начать исполнять правила прокладки коммуникаций.

Один раз придумать, что делать с системой водоотведения – не только на случай строительства пляжа напротив Белоглинского оврага, но и на все случаи жизни. Всего лишь засеять травой все склоны, с которых во время дождя на асфальт стекает грязь, и поднять бордюры. И договориться, что коммунальщики будут посыпать лед не песком и не химией, а, например, противогололедной гранитной крошкой. Она, кстати, стоит дороже химикатов – это намек любителям госконтрактов. Правда, и списать ее тяжелей – видно, где посыпали, а где нет.
А там вдруг деньги сэкономленные на квазиремонтах и посыпании тротуаров пригодятся на обустройство пусть не новых, но уже существующих цветников и скверов. Или обязательно надо новый, и чтоб с фанфарами открыть к красному дню календаря, а потом забыть?

Сколько там говорят о квартальной застройке? И где? Как была точечная, так и продолжается. Застройщикам и власть не указ. Равно как и сетования на то, что вид на Волгу со стороны города уже обезображен уродливыми многоэтажками. Чего проще – взять и договориться о правилах игры. Мы вам даем участки для застройки так, чтобы не портить вид города, а вы строите и не устраиваете в прессе истерик о том, что, дескать, власть душит бизнес и не дает развиваться.

Да много стоит напроектировать и реализовать, только с учетом мнения реальных граждан, а не свозимой на публичные слушания массовки. Совместными усилиями сделать генплан развития Саратова и реализовать – это лучше, чем сидеть в грязи.

Товарищ Хренов-то в итоге о своей не только мечтал, но и построил – такой, какой он ее видел. В отдельно взятом городе.

Если вы смотрите окрест, и вас все это устраивает, значит и вы построили свою Лимонию. А то, что она местами крошится, местами подванивает – ну значит, такая ваша мечта...
версия для печати

Ракурс


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович