Уроки страны Лимонии - Саратов Сегодня
18+ 19 Марта 2024, Вторник, 9:50
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Уроки страны Лимонии

20/01/2017 12:51 Присказку «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» знают, наверное, все, но воспринимают просто как красивый стишок. А вот в Саратове восприняли как руководство к действию, и решили поучиться наполнять городской бюджет так, как было описано у Джанни Родари в сказке «Чиполино».

Когда денег нет, надо придумать, откуда их взять. У персонажей упомянутой сказки выбора особенно не было – в стране Лимонии денег нет, знать работать не хочет, туристы по доброй воле не поедут, зато подданные держатся, и кормят всю эту ораву. Вот и решили власти установить налог на воздух, да на погоду. Родари описывает это так:«Нижеподписавшиеся, графиня Старшая и графиня Младшая из почтенного рода Вишен, утверждают, что, будучи владелицами воздуха в своём имении, они должны быть признаны также и владелицами всех осадков, выпадающих в течение года. Посему они просят суд подтвердить, что каждый житель деревни повинен уплачивать им арендную плату в сумме ста лир за простой дождь, двухсот лир за ливень с громом и молнией, трёхсот лир за снег и четырёхсот лир за град». Этот намек, видимо, и приняли на вооружение некоторые саратовские активисты, который месяц уже обсуждающие идею зарабатывать на решении транспортных проблем.

Однако стоит отметить, что в безумии знати страны Лимонии есть своя система, чего не скажешь о местных носителях разных инициатив. Дискуссия вокруг проблемы только запутывает суть вопроса. Вкратце проблема выглядит так. В Саратове слишком много машин, которым тесно на узких улицах с разбитым покрытием. Тесно, в том числе, из-за стихийно припаркованных по обочинам машин. Отсутствуют обустроенные легальные парковки и процветают нелегальные. Этим пользуются нечистые на руку бизнесмены, которые под прикрытием власти и при содействии ГИБДД наживаются на эвакуации транспортных средств. При этом, видимо, пользуются некими списками «неприкасаемых», которым можно парковаться прямо на тротуаре, в том числе под окнами органов власти и Общественной палаты. В СМИ то и дело появляются новости об эвакуации машин с малолетними пассажирами внутри, о беспределе эвакуаторщиков, увозящих машины пациентов поликлиник и собесов.

Решается эта проблема в идеале просто. В Саратове, в центре города есть пустыри, которые можно оборудовать под платные парковки. Кстати, предприимчивые саратовцы и гости из солнечных регионов этим пользуются и устраивают «дикие парковки», за что саратовцы-автомобилисты им только благодарны: проблема «хоть как-то» решается. Если городские власти грамотно такую деятельность оформят, то заторов на дорогах станет меньше. Плюс к тому следует разобраться с дорожными знаками, которые предписывают, где запрещать стоянку, а где – остановку.

Так вот, пообсуждав проблему нелегальных парковок и не найдя решения, общественники и чиновники к теме охладели и пошли по более простому, с их точки зрения, пути. Они, судя по всему, решили разрешить парковку вообще везде, а в определенной части города брать за это деньги.

Налог на парковку – вещь очень перспективная с точки зрения наполнения казны, если, конечно, дань пойдет именно в казну. А там и до налога с пешеходов за ущерб дорожному покрытию дойдет. Зря смеетесь, между прочим. В Иркутской области такое уже предлагали в начале «нулевых». То есть «добрым молодцам урок» из жизни страны Лимонии пошел впрок. Действительно, чем больше размер ноги и вес гражданина, тем выше ставка – а то асфальт рушится. И плитка тротуарная опять же. В крайнем случае, можно сначала ввести налог на острые каблуки.

Идею создания платных парковок в центре города администрация Саратова выдвигала еще несколько лет назад. Для реализации этой идеи, говорят, несколько кварталов вблизи правительственных учреждений оставили без деревьев – расширяли дорогу, сужали тротуары.

Глава Саратова Валерий Сараев на днях снова официально озвучил эту идею на заседании постоянно действующего совещания в мэрии. Инициативу поддержала муниципальная общественная палата. Члены палаты обсудили «пилотный» проект создания зоны платной парковки в границах улиц Соколовой, Чернышевского, Астраханской и Рабочей, а также территории, прилегающей к железнодорожному вокзалу. Впрочем, идея снести сквер на Привокзальной площади и сделать там многоуровневую парковку выдвигалась еще в прошлом десятилетии.

В нынешней истории с платными парковками, как и в истории с переводом стрелок, чиновники опираются на мнение некой общественности. Однако ГОПа, априори поддерживающая это, как и любое другое решение мэрии, - не показатель и уж тем более не вся общественность. В ее поисках представители ГОПы провели некий опрос общественного мнения, результаты которого пресс-служба администрации презентовала на этой неделе. Присланный текст подается так, что 7 из 10 опрошенных руками и ногами «за» введение платных парковок. При этом в релизе не сказано. Другими словами, ничего не говорится о соблюдении элементарных требований для проведения качественных соцопросов. Не говорится и о том, какие вопросы задавались респондентам. А фразу о том что «70% опрошенных уверены в необходимости как можно быстрее начать решать проблему автомобильного паркинга, особенно, в центральной части города» можно трактовать весьма вольно. Во всем этом многие наши коллеги усмотрели подмену общественного мнения, и даже намерены провести свой альтернативный блиц-опрос.
Хотя по большому счету опрос этот ничего не даст: всем очевидно, что транспортная проблема в городе давно назрела и решается властями однобоко, как ее решать – знают специалисты. Именно решать, а не создавать кормушку как в примере с автоэвакуаторами. На прошедшем на этой неделе Градостроительном совете представитель ОАО "Гипрогор" заявил, что у нас достаточно развитая дорожная и достаточно лишь упорядочить движение, парковки, запретить парковаться на поворотах дорог. Из этого следует два вывода. Первый – парковки надо делать (это и так всем известно) и необязательно они все должны быть платными. Второй – автоэвакуаторы, очевидно, не справляются, со своей задачей и «рубят бабло», утаскивая машины там, где они на самом деле никому не мешают, пусть даже и стоят с нарушением ПДД.
А не нарушать все сложнее и сложнее, так как число улиц, где запрещено ставить машину с формулировкой «в целях обеспечения безопасности движения и борьбы с автомобильными пробками» - растет. И не эти ли самые улицы потом удивительным образом окажутся пригодными под платный паркинг? Можно ли понимать, что местные власти и ГИБДД создавали искусственные проблемы для горожан, формируя базу для чьего-то супердоходного теневого бизнеса, также как и с эвакуаторами?

А кто будет деньги собирать – опять мутные ООО руками типов с бандитской внешностью и в камуфляже наличными и без квитанций, как это было некоторое время назад у Сенного рынка?

Не случайно инициатива мэрии и общественников при мэрии вызвала горячую поддержку некоторых субъектов предпринимательства. В самом деле, кто-то же должен собирать дань с машин. И об интересах горожан и муниципального бюджета речи никто не ведет.

Сторонники инициативы кивают на распространенную практику платного паркинга в крупных городах и говорят о неизбежности появления его у нас. Но о том, чтобы воспользоваться зарубежным и отечественным опытом, речь не идет. Там платные парковки в основном огорожены, въезд преграждает автоматический шлагбаум, который открывается после небольшой оплаты через банковскую карточку. То есть деньги поступают в муниципальную казну, а не частникам. Но вы же знаете центральные улицы Саратова – там нечего огораживать. Плату придется взимать по факту стоянки. Чем хуже налога на воздух?

Участки, где муниципалитет или частники по схеме государственно-частного партнерства могли бы построить многоуровневые и подземные парковки, не могут найти уже который год, т.к. все свободные земли в центре отдают под строительство высоток, кто бы что ни говорил.
По расчетам мэрии еще 2015 года, планировалось организовать 2–2,5 тыс. платных машиномест и бесплатные места для инвалидов. Стоимость парковки первоначально планировалось сделать 20–30 рублей в час, оплата через паркоматы, прогноз поступлений в муниципальную казну до 30 млн руб. ежегодно. Тогдашний глава города Олег Грищенко выступал против идеи, мотивируя тем, что «у многих людей нет денег на платные стоянки, а мест для бесплатной парковки в городе очень мало», придерживается той же точки зрения и сейчас, будучи в статусе депутата Государственной Думы. По его мнению, введение платной парковки в центре города значительно ухудшит ситуацию на пограничных улицах и во дворах, где и сейчас не пройти-не проехать.

Аргументы сторонников «платные парковки уже делают в других городах» неубедительны. Потому что не учитывают саратовские реалии. Ну ладно, не будем брать в пример Москву. Платные парковки есть в Казани (цена стоянки от 30 до 70 руб. в час в зависимости от улицы), в Пензе, Ростове-на-Дону. Воспользуйтесь интернет-сервисами просмотра панорам улиц этих городов, сравните с саратовскими, и у вас не возникнет вопросов, почему в Саратове платные парковки на озвученных условиях невозможны. Ведь, по сути, проблема, не решится.
Получается, что сейчас автомобилистов штрафуют за стоянку в неположенном месте и у некоторых эвакуируют авто, а потом все места станут положенными, но платными, и обочины улиц все равно будут забиты автомобилями.

К тому же народ найдет другие способы уклониться от оплаты налога. Найдутся те, кто обоснует освобождение от уплаты налога. Остальные – небогатые - вовсе откажутся от автомобилей. Как пишет в интернете один из комментаторов «тогда депутаты и чиновники, представители бизнеса и силовики, которые обзаведутся необходимыми разрешениями, смогут, наконец, ездить по полупустому городу, не опасаясь, что челядь устроит затор».

История богата примерами отказа граждан от объекта налогообложения. К примеру, в королевствах Англии и Шотландии в течение 17-х и 18-х столетий ввели «налог на окна», и бедные люди просто заложили оконные проемы кирпичами, а чтобы не портить внешний вид своих домов (за это власти штрафовали), окна на них просто-напросто рисовали. Как на баннерах, которыми закрывали фасады саратовских домов перед приездом председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева.

Стоит отметить, что у транспортной проблемы есть и другая сторона. Создавая сложности автомобилистам, горожанам должна быть представлена альтернатива в виде удобного общественного муниципального транспорта, который у нас планомерно чахнет и сворачивается. На вышеупомянутом Градостроительном совете говорили, что хороший мировой показатель - когда 80% людей перемещаются на автобусе и 20% на личном транспорте. В Саратове сегодня соотношение - 35% на автобусе и 65% на автомобилях. Неразвитость общественного транспорта вынуждает людей использовать личные автомобили. Поэтому и переполнены улицы. Но и это еще не все. Перевозка людей автобусами эффективна только в городах с численностью населения до 200 тыс. человек. Для решения проблем с пассажиропотоком в нашем городе необходимо использовать легкий рельсовый транспорт, который базируется на трамвайных линиях. У нас же в Саратове электротранспорт загибается в интересах частных перевозчиков. А сказкой про скоростной трамвай саратовцев кормят не первый год и никто в нее не верит, наблюдая за гнилыми трамваями и запрудившими центральные улицы, еле передвигающимися частными автобусами.

Воля ваша, но явно не те уроки извлекли из сказки-лжи о стране Лимонии саратовские власти и общественники. Может быть, дать почитать им другую сказку, раз для принятия грамотных решений им обязательно подсказка нужна?
версия для печати

Ракурс


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович