23/03/2016 12:13 Развернувшаяся накануне очередной приемной кампании дискуссия о переизбытке гуманитариев кому-то напомнила старый спор о «физиках» и «лириках». Строки поэта Бориса Слуцкого «что-то физики в почёте, что-то лирики в загоне» положили в 60-е годы ХХ века начало спору по поводу того, кто более матери-Родине ценен: «физики» или «лирики» — представители научно-технической или гуманитарной интеллигенции. Спор возник не на пустом месте - «физики» были гораздо более любимы государством, чем «лирики», потому что в них больше нуждалась оборонная промышленность. Сегодня этот спор разгорелся по схожему поводу: государству для инновационного развития нужны новые кадры – представители технических и естественных наук, а на выходе из вузов все больше «гуманитариев». Вот и в федеральном Минобре решили, что с обилием гуманитариев нужно что-то делать, а что может быть проще, чем упразднение гуманитарных кафедр и целых вузов? Однако «проще» – не всегда «правильнее».
Давайте вспомним студенческий Саратов 80-х. Вузы строго профильные и ведомственные. Есть Университет (многие саратовцы до сих пор даже произносят это слово с большой буквы), где учат физиков, математиков, географов, геологов, биологов, философов, историков и филологов. Вуз курируют серьезные ведомства и предприятия, на проходных которых стоят вежливые люди в форме. Есть Политех, где учат инженеров и прикладных экономистов - у вуза кураторы те же, что и в Университете, плюс строители, транспортники и энергетики. «Эконом» курирует Госплан СССР, именно он определяет, сколько стране нужно экономистов и в каких отраслях. При этом все понимают, что экономике нужны не только теоретики, но и практики, которых надо готовить на основе реального индустриального сектора. Еще есть два юридических института – один куёт кадры для МВД, другой для остальных сфер деятельности. Аграрные вузы готовят аграриев, медицинский – медиков, педагогический – педагогов, консерватория - музыкантов. В сторонке стоит Институт механизации сельского хозяйства, который сочетает в себе преимущества политехнического и сельскохозяйственного образования. Разве не идиллия? Все на своих местах.
Все смешалось в лихие 90-е. Власть поставила вузы перед необходимостью выживать любой ценой. Метастазами расползлись всевозможные частные лавочки-вузики, а также их филиалы и филиальчики. В некоторых избушках весь процесс «обучения» велся в двух комнатушках, на занятия ходить было необязательно, главное – платить вузу за корочки и преподавателям за контрольные, курсовые, дипломы. Частные конторки под видом экономического образования стали выпускать «менеджеров», которые не могли ответить на вопрос «как выглядит билет Банка России» и из чего состоят золотовалютные резервы страны.
Высшее образование стало лучшим способом законно «откосить» от армии, поэтому абитуриенты мужского пола штурмовали вузы, чтобы студенческий билет помог не получить раньше времени билет военный. В итоге – полно дипломированных юристов, экономистов, историков, философов и прочих гуманитариев, а работать некому.
Тут федеральный Минобр насупился и строго сказал: "Это как так получилось?" Минобровские чиновники стали резво искать виноватого, стараясь не смотреть в зеркало. И совершенно напрасно.
Кто создал такую ситуацию, когда «подушевое финансирование» вынудило вузы бороться за сохранение контингента, любыми путями доводя откровенных олигофренов до получения диплома? Кто выдавал частным конторам и сомнительным вузикам лицензии на обдипломнивание специалистов? По разным оценкам, к началу этого года отозваны лицензии и прекращен набор более, чем в 800 вузов и их филиалов, и процесс будет продолжаться.
«Лирики», которые сейчас в загоне чиновников от образования, на самом-то деле стране нужны хорошие и разные. Как бы глубоко не копали теоретики экономики, без практических знаний и без производственной базы невозможно качественно научить специалиста искусству экономического планирования в промышленности, строительстве, на транспорте и в инновационной деятельности. Да и управлять трудовыми ресурсами не легче, чем ядерными реакциями, а порой, и ответственнее – можно ли таких управленцев называть «лириками» и сокращать?
Право, не стоит сейчас вообще заниматься какими-то принудительными слияниями и поглощениями. Проще отменить то самое проклятое подушевое финансирование вузов, которое заставляет университеты и институты ставить тройки патологическим двоечникам. Вернуться к системе профильного образования, чтобы каждый вуз занимался своим делом, а колледж - своим. И тогда те, кому судьбой предназначено стоять за станком, работать в торговле или сфере услуг, работать на пашне, не будут тратить деньги на ненужную им «корочку» и не станут создавать напряженность на рынке труда своей невостребованностью.
Тогда баланс «физики-лирики» восстановится сам, без нервотрепки и неоправданных затрат бюджета. Общество само отрегулирует, сколько ему надо «физиков», сколько «лириков», а сколько – рядовых трудяг с реальным техникумовским образованием, которые российской экономике сейчас гораздо нужнее, чем липовые бакалавры и магистры с дипломом о «вышке».
версия для печатиДавайте вспомним студенческий Саратов 80-х. Вузы строго профильные и ведомственные. Есть Университет (многие саратовцы до сих пор даже произносят это слово с большой буквы), где учат физиков, математиков, географов, геологов, биологов, философов, историков и филологов. Вуз курируют серьезные ведомства и предприятия, на проходных которых стоят вежливые люди в форме. Есть Политех, где учат инженеров и прикладных экономистов - у вуза кураторы те же, что и в Университете, плюс строители, транспортники и энергетики. «Эконом» курирует Госплан СССР, именно он определяет, сколько стране нужно экономистов и в каких отраслях. При этом все понимают, что экономике нужны не только теоретики, но и практики, которых надо готовить на основе реального индустриального сектора. Еще есть два юридических института – один куёт кадры для МВД, другой для остальных сфер деятельности. Аграрные вузы готовят аграриев, медицинский – медиков, педагогический – педагогов, консерватория - музыкантов. В сторонке стоит Институт механизации сельского хозяйства, который сочетает в себе преимущества политехнического и сельскохозяйственного образования. Разве не идиллия? Все на своих местах.
Все смешалось в лихие 90-е. Власть поставила вузы перед необходимостью выживать любой ценой. Метастазами расползлись всевозможные частные лавочки-вузики, а также их филиалы и филиальчики. В некоторых избушках весь процесс «обучения» велся в двух комнатушках, на занятия ходить было необязательно, главное – платить вузу за корочки и преподавателям за контрольные, курсовые, дипломы. Частные конторки под видом экономического образования стали выпускать «менеджеров», которые не могли ответить на вопрос «как выглядит билет Банка России» и из чего состоят золотовалютные резервы страны.
Высшее образование стало лучшим способом законно «откосить» от армии, поэтому абитуриенты мужского пола штурмовали вузы, чтобы студенческий билет помог не получить раньше времени билет военный. В итоге – полно дипломированных юристов, экономистов, историков, философов и прочих гуманитариев, а работать некому.
Тут федеральный Минобр насупился и строго сказал: "Это как так получилось?" Минобровские чиновники стали резво искать виноватого, стараясь не смотреть в зеркало. И совершенно напрасно.
Кто создал такую ситуацию, когда «подушевое финансирование» вынудило вузы бороться за сохранение контингента, любыми путями доводя откровенных олигофренов до получения диплома? Кто выдавал частным конторам и сомнительным вузикам лицензии на обдипломнивание специалистов? По разным оценкам, к началу этого года отозваны лицензии и прекращен набор более, чем в 800 вузов и их филиалов, и процесс будет продолжаться.
«Лирики», которые сейчас в загоне чиновников от образования, на самом-то деле стране нужны хорошие и разные. Как бы глубоко не копали теоретики экономики, без практических знаний и без производственной базы невозможно качественно научить специалиста искусству экономического планирования в промышленности, строительстве, на транспорте и в инновационной деятельности. Да и управлять трудовыми ресурсами не легче, чем ядерными реакциями, а порой, и ответственнее – можно ли таких управленцев называть «лириками» и сокращать?
Право, не стоит сейчас вообще заниматься какими-то принудительными слияниями и поглощениями. Проще отменить то самое проклятое подушевое финансирование вузов, которое заставляет университеты и институты ставить тройки патологическим двоечникам. Вернуться к системе профильного образования, чтобы каждый вуз занимался своим делом, а колледж - своим. И тогда те, кому судьбой предназначено стоять за станком, работать в торговле или сфере услуг, работать на пашне, не будут тратить деньги на ненужную им «корочку» и не станут создавать напряженность на рынке труда своей невостребованностью.
Тогда баланс «физики-лирики» восстановится сам, без нервотрепки и неоправданных затрат бюджета. Общество само отрегулирует, сколько ему надо «физиков», сколько «лириков», а сколько – рядовых трудяг с реальным техникумовским образованием, которые российской экономике сейчас гораздо нужнее, чем липовые бакалавры и магистры с дипломом о «вышке».
Ракурс
15/02/2024 15:22 Ракурс Медвытрезвителю в Саратове – быть! Или не быть | 20/01/2024 12:58 Ракурс Подтянуть за ремешок и не только | 10/12/2023 12:28 Ракурс Новогодние корпоративы-2023/24: быть или не быть? |
06/12/2023 17:31 Ракурс Запрет телефонов и уроки труда – что не так с нововведениями? | 08/11/2023 12:57 Ракурс Даунсайзинг в нищемаркетах | 04/10/2023 21:18 Ракурс В Саратове электросамокатчиков «сегрегировали» |