Куда позвонить беженцу в Саратове? История телефонных мытарств - Саратов Сегодня
18+ 29 Марта 2024, Пятница, 14:57
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Куда позвонить беженцу в Саратове? История телефонных мытарств

26/06/2014 17:30 За последние дни Саратовская область активно включилась в процесс оказания помощи беженцам с Украины, причем, не остановилась на этапе сбора гуманитарной помощи, а, по примеру остальных регионов, гостеприимно предложила мигрантам временный или постоянный кров. В этой связи СМИ оперативно опубликовали, так называемую, памятку беженцам и членам их семей, оказавшимся на территории региона, в виде «горячих линий» различных ведомств и министерств, курирующих данный вопрос.

Корреспондент нашего информагентства решил выяснить, насколько полезной и качественной окажется помощь по ту сторону телефонного провода и, представившись родственником семьи, пока проживающей в Суходольске Луганской области, но задумывающейся над тем, чтобы не сегодня-завтра перебраться в Саратов, позвонил на несколько указанных номеров. Заранее сочиненная «легенда» была следующей: под Луганском остается большая семья – моя тетка с мужем, оба пенсионеры 60 и 63 лет, их дочь или моя двоюродная сестра лет сорока и трое ее детей (сестра – мать-одиночка) в возрасте 6, 12 и 16 лет.

Понятное дело, что самые старшие члены семьи страдают букетом хронических заболеваний, а из средств существования могут рассчитывать только на пенсию, их дочь у себя на родине трудилась преподавателем украинского языка, а дети на Украине посещали школу и детский сад, при том, что самая старшая девочка не успела сдать выпускные экзамены, но планировала поступать в вуз. Моя миссия заключалась в том, чтобы разузнать и рассказать близким о том, что может ожидать их по приезду в Саратов. Первым, перед кем было поставлено решение этой сверхзадачи, оказалось минсоцразвития. Такой диалог состоялся у меня с девушкой, ответившей по номеру телефона 64-43-52:

- Мы сейчас собираем банк данных. Очень много звонков нам сюда на горячую линию предоставляется по поводу предоставления жилья, продуктов питания, одежды. У нас собирается банк данных такой. Вот когда они приедут, они должны в службу УФМС встать, и там им скажут все.

- А сейчас Вы мне ничего более конкретного не можете сказать?

- Они приедут сюда, их здесь попытаются трудоустроить, и, если они захотят статус беженца получить, будут им оформлять статус беженца.

- А как быть с пенсиями? Речь идет о моих тете с дядей, они оба пенсионеры…

- Если так логически рассуждать, они являются гражданами Украины, не являются гражданами Российской Федерации, поэтому мы не будем выплачивать им пенсию.

Выслушивать дальнейшие расспросы с моей стороны девушка не стала, а, сославшись на свою недостаточную информированность, посоветовала мне позвонить по другому номеру – как выяснилось, специалиста того же министерства. Что, собственно, я и сделала. На этот раз с собеседником мне повезло больше. Женщина на том конце провода оказалась участливой и даже вызвалась записать информацию о моих вымышленных протеже и мои собственные координаты, пообещав связаться со мной, как только прояснит ряд смутивших ее вопросов. Наша беседа оказалась самой продолжительной из всех, продлившись целых десять минут:

- Министерством социального развития готовится летний оздоровительный лагерь «Заря» в Усть-Курдюме для выселения людей.

- Дело в том, что семья большая, с детьми. Люди смогут проживать вместе?

- Рассматриваются и другие варианты размещения. Мы будем размещать и на базе наших стационарных учреждений, в частности, у нас при каждом комплексном центре социального обслуживания – вернее, не при всех, а при двух – есть стационары. Туда мы помещаем для реабилитации пожилых граждан. Сейчас стоит вопрос о том, что мы пока приостановим деятельность этих реабилитационных учреждений, а на базе них будем размещать беженцев. Там хорошие условия созданы для проживания. Я, в принципе, туда ездила, была, там комнаты.

- А помыться там есть где?

- Да, конечно, душевая там есть, туалет. Комната отдыха есть. Все условия для проживания есть. Как мне объяснили, согласно законодательству, до трех месяцев возможно их там размещать.

- То есть, им сначала в УФМС нужно обращаться?

- Конечно. В УФМС их включают в списки и, в принципе, мы будем смотреть, где им удобнее. Либо Ленинский комплексный центр социального обслуживания, либо Заводской. Стационар есть на базе этих двух учреждений. В одном семнадцать мест для проживания, в другом двадцать мест. Первым «Заря» у нас идет по плану. У нас ожидается сейчас прибытие беженцев с Украины, буквально днями мы ждем порядка ста двадцати человек. И вот уже сейчас готовим для заселения комплексный центр в Ленинском районе. Там стационарные койки для реабилитации пожилых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Например, сгорел дом у людей или там заболели родственники - не могут ухаживать. И вот эти вот коечки мы будем заполнять лицами, прибывающими с Украины, потому что других вариантов пока нет.

- Меня еще волнует вопрос обеспечения вещами, одеждой, продуктами…

- Ну сейчас у нас акция уже объявлена, по всем нашим учреждениям однозначно запущено уже письмо, подписанное министром социального развития о сборе гуманитарной помощи в виде одежды, обуви, пледы там, постельные принадлежности, предметы первой необходимости, детские игрушки. Мы это все собираем. Сейчас вот только начали эту акцию, и будем смотреть, что соберем.

- По детям еще можно у Вас спросить? У моей сестры три ребенка разных возрастов, одному в садик нужно ходить, другому в школу, а старшая девочка – выпускница.

- Давайте я сейчас запишу ваши реквизиты и будем думать. Она сдала уже экзамены?

- Нет, не получилось.

- Не получилось? Ох, бедные дети…Я думаю, что вопрос с образованием, в принципе, решается.

- А с экзаменами как быть?

- В минобразования надо. Давайте я переговорю с минобразования, как они этот вопрос планируют решать, чтобы мне тоже знать, потому что у меня первое такое обращение, и я Вам сразу так ответить не могу. Если что, я тогда Вас наберу.

- Вы говорите, что три месяца они смогут там оставаться?

- Мне вот пояснение такое дали, что на три месяца проживания. Как бы мы сейчас планируем на три месяца проживание пока, предварительно. А там уже не знаю, как дальше будет. Там уже будем смотреть.

- Спасибо большое.

- Так что если они сейчас приедут, мы, конечно, найдем возможность их размещения, и сразу по месту прибытия будем решать уже вопросы с детишками, все будем решать.

- А если вдруг все места окажутся заняты?

- Заняты? Мы найдем варианты решения, я думаю. Мы заявили о том, что мы можем поместить порядка двухсот человек. К нам прибывают пока сто двадцать.

- А они смогут выбрать, где жить – на койкоместах или в семьях? Люди ведь предлагают жилье…

- Пока семьи не предлагаются. Пока рассматриваем только варианты размещения в социальные учреждения. Пока с семьями не было такой команды, не было такой установки… Как я знаю, другие регионы объявили акцию, кто готов принять в семью, но у нас пока нет еще такой команды.

Следующим на очереди стало министерство занятости, труда и миграции области, опубликовавшее телефон 25-98-43. Трубку взял доброжелательный молодой человек:

- Моей сестре сорок лет, она преподает украинский язык. Она может рассчитывать на трудоустройство, если она сюда приедет?

- Ну по профессии ей, наверное, будет проблематично найти, сами понимаете. А другие варианты – почему нет? Вполне можно посмотреть.

- А каким образом они будут трудоустраиваться? Ведь они не граждане РФ?

- Вот смотрите. Они прибывают в Российскую Федерацию. Смотря с какой целью они прибывают. Если они планируют получить российское гражданство, там одна процедура. Если они планируют временно прибыть, до окончания событий всех происходящих – это другая процедура.

- То есть, трудоустроиться они, в любом случае, смогут?

- Смогут.

- А официальным или неофициальным образом?

- Официальным образом смогут. Мы сейчас можем отвечать только за официальное трудоустройство. Но, если они планируют получать российское гражданство, то до момента получения РВП с момента приезда у них пройдет два месяца, и вот в эти два месяца им нужно будет как-то решить вопрос о нахождении здесь. Потому что трудоустроиться они смогут только на квотируемые рабочие места, а таких рабочих мест в свободном доступе на настоящий момент будет не много. Либо у частного лица они смогут по патенту официально работать. Другой момент: если они получают статус беженцев или временного убежища, они приезжают в Российскую Федерацию и в течение трех дней получают справку о том, что они сдали документы на получение этого статуса, и после получения этой справки они уже могут на законных основаниях осуществлять трудовую деятельность в любой организации в Саратовской области.

- РВП Вы сказали. Это что такое?

- Разрешение на временное проживание. Оно выдается на три года, но дает право гражданам подавать на российское гражданство. А если они будут участниками программы переселения соотечественников, то российское гражданство они получат где-то в течение пяти-шести месяцев.

- Если сестра все-таки приедет, ей нужно к вам в министерство обращаться за помощью?

- Первоначальные ее действия должны начаться с миграционной службы – территориального отделения либо областного. И могут обратиться к нам. Консультации мы им все дадим. Если есть желание, она может прийти к нам, мы ее проконсультируем и скажем, в каком порядке все действия с ней будут осуществляться.

- Помочь ей в переобучении вы сможете?

- Опять же, это будет зависеть от того, как она получит статус. Тогда она сможет получить различные услуги в сфере занятости населения.

- Эти услуги будут бесплатные?

- Бесплатные.

В региональном минздраве по заявленному вопросу организации медицинской помощи взрослому населению и по телефону 51-15-19 меня проконсультировал женский голос. После того, как я изложила ситуацию, в которой оказались мои «герои», меня спросили, на какой срок и в каком качестве приезжают мои украинские родственники:

- Они пока еще не определились со статусом. Возможно, они здесь останутся.

- Я Вас поняла. Вообще по закону положена только экстренная помощь. Но правительство сейчас решает вопрос, что им будет оказываться вся помощь, которая предоставляется для граждан Российской Федерации. Но это будет все в индивидуальном порядке. Разные приезжать будут люди, с разными заболеваниями…

- Сестра моей мамы страдает сахарным диабетом. Как ей быть?

- Будем принимать все меры для обеспечения сахароснижающими препаратами и другими. Пока у них статуса юридического никакого не будет, конечно, тут посложнее немножко будет, потому что, если они у вас планируют оставаться, они должны всю юридическую процедуру все равно проходить. Правильно? Потому что они просто так, в воздухе-то, висеть не будут. Если это будет на короткое время, будем обеспечивать, конечно. Но Ваша задача, если они будут оставаться, все-таки чтобы они юридическую процедуру прошли, хотя бы статус беженцев получили. Это все сейчас делается очень быстро, УФМС, по крайней мере, старается быстрее, в максимально короткие сроки. Как они только статус беженца получают, они получают полис ОМС наш, и по полису уже услуги будут оказываться в полном объеме.

- Получается, по приезду они смогут к вам обратиться?

- Они обращаются к главному врачу лечебного учреждения, где Вы проживаете.

- А если они не у меня будут останавливаться?

- Значит, к главному врачу лечебного учреждения, где они будут находиться. Приказы все изданы, главные врачи все предупреждены.

- То есть, если они заболеют, они идут в поликлинику по месту жительства?

- Они приходят в лечебное учреждение. В регистратуру они обращаются: «Мы – беженцы с Украины, временно сейчас у вас находимся». Их посылают сразу к администрации, к главному врачу, замглавного врача по лечебной работе. А там они уже знают, что делать.

Испытывая желание по-максимуму помочь своим близким, пусть даже и вымышленным, я набрала номер 210-100, обещавший соединить меня с приемной зампреда правительства Михаила Горемыко, как известно, возглавившего недавно созданную рабочую группу по приему и обустройству беженцев из Украины. Обещание это, безусловно, было выполнено, вот только, вместо того чтобы рассказать о непростых жизненных обстоятельствах семейства из шести человек, меня, не без удивления в голосе, попросили … перезвонить в минпечати. Вот уж действительно послали так послали от лица человека, занимающего высокую должность зампреда правительства и поставленного быть ответственным за решение проблем беженцев… В итоге всю необходимую мне информацию я выпытывала уже у них.

К сожалению, дозвониться до регионального управления УФМС России по опубликованным номерам – а их оказалось целых три – мне так и не удалось. Наверное, просто потому, что для обращения на «горячую линию» я выбрала не самое удачное время. А ведь именно УФМС должно первым встречать беженцев и первым откликаться на их обращения. Но в ответ их телефоны молчат. И отсюда вопрос: какова цена тем словам и обещаниям, которые руководство УФМС совсем недавно раздавало на специально организованной пресс-конференции?!







версия для печати
Автор: Екатерина ВЕЛЬТ

Ракурс


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович