Фиговым листом бренда губернский срам не прикроешь - Саратов Сегодня
18+ 28 Марта 2024, Четверг, 22:40
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Фиговым листом бренда губернский срам не прикроешь

10/08/2018 12:32 - Вооолжиииииик! – раздается клич над Волгой. – Воооолжииик! – летит над волной с Соколовой горы горький плач о бюджетных деньгах, вбухиваемых в разработку брендов губернии.
Два года назад в конкурсе на спортивный символ Саратова победил пчелочеловек Волжик, которого придумала замдиректора СДЮСШОР № 6 Людмила Никитина. В голосовании за спортивный талисман города он набрал максимальное количество голосов - 1904 (40,5%) из почти пяти тысяч принявших участие в голосовании.
Предполагалось, что город изготовит ростовую куклу с новым символом. На крупных спортивных мероприятиях будет продаваться сувенирная продукция — кружки, бокалы, ручки, брелоки и другие товары. Не сложилось.

С брендами саратовскими вообще в последние десятилетия беда. Старые и известные на всю страну символы утеряны. Где они теперь, саратовская гармошка, саратовский калач? Только в воспоминаниях. Разве что песню про нарушительницу норм социалистической морали, которая любит женатого, еще напевают порой, и то старшие поколения.
Из прежней символики нам остался только герб, разработанный по указу Екатерины II 231 год назад. Кроме того, узнаваемы в туристическом пространстве силуэты моста, консерватории, обелиска «Журавли» и памятника нашему земляку, задавшемуся вопросом «Что делать?».

Неплохая задумка с вензелями, которыми будет очерчена губерния по границам, в народе прижилась, но недавно ее стали выкорчевывать, слишком замысловато связав с личностью экс-губернатора. При котором вензеля и появились. Впрочем, основной элемент вензеля – обелиск на месте приземления Юрия Гагарина – вызывал неудобные вопросы на тему: «Неужели с того момента области нечем похвастаться?»

Надо отметить, что иногородние задумки и предложения у нас вообще не приживаются.
Взять хотя бы тот же проект «Стрелки». Отношение к нему у большинства саратовцев двойственное. Сложилось впечатление, что люди хотели как лучше, но рассчитывали на участие саратовской общественности и неафиллированных властными и бизнес-структурами жителей. Расчертили Привокзальную площадь, спросили у народа: так пойдет?
Ответа не дождались, а народ, оказывается, ждал, что за них и дальше будут думать и решать. Например, на остановках переоборудованной площади нет указателей маршрутов транспорта. И никто не догадался их поставить, а КБ «Стрелка» - вот незадача! – не подсказало. К тому же свои разработки «Стрелка» вела в расчете на финансовую самостоятельность городских властей. Наивные…

Предлагала «Стрелка» ввести и единый стиль вывесок. Наивные саратовцы ухватились за идею и реализовали. А результата нет. Разве что кто-то хорошо на ребрендинге заработал. Некому было напомнить анекдот о том, что в случае кризиса в известном доме надо менять не вывески и кровати …

Логотип Артемия Лебедева «Люблю бывать в Саратове» как только не пародировали. Хотя сам автор утверждал, что логотип вовсе не для жителей города придуман, а для гостей.

Вот здесь саратовец обязательно ехидно уточнит: для каких гостей? Годами в Саратов туристы не могли приплыть по Волге, а сейчас если и остановятся, что их ждет? Разваливающаяся «новая набережная» на фоне заборов? Скромные лотки с сувениркой? Гостей, остановившихся на несколько дней, по Волге прокатить не на чем и некому.

Два скоростных пассажирских судна на подводных крыльях, предназначенные для отправки в Саратовскую область, затонули на прошлой неделе в Москве-реке. Хорошо, хоть не новые. А может, поэтому и затонули, что не новые и не эксплуатировались с 2015 года, а стояли в затоне?
Парадоксально, но в те же дни, когда пришла весть о затоплении судов, стало известно, что проводимый министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области конкурс на перевозку пассажиров по водному маршруту Саратов-Хвалынск объявлен несостоявшимся из-за отсутствия хотя бы одной поданной заявки. Никто не хочет работать с таким министерством. Так куда там кто-то собирается вести гостей, чтобы они полюбили бывать в Саратове?

Может быть, на фестиваль клубники или фестиваль тюльпанов? Гости уже побывали там. Полюбовавшись на тюльпанные поля, они написали однако же не о цветах, а о том, что их по распутице привезли в старых автобусах к полям, там они потусовались немного в грязи и уехали. Впрочем, аналогичные впечатления ждут посетителей Гагаринского поля. Потряслись по дорогам, выехали на полянку, посмотрели на обелиск и… поехали обратно. Ведь там нет ни элементарных санитарных удобств, ни кафе. Не говоря уже о каких-то подобиях отелей, где можно остановиться и погулять пару дней. Впрочем, о чем это мы. Общеизвестно, что единственная цель Гагаринского поля – раз в год привезти туда гостей рангом повыше и вместе с ними порадоваться ветру, который правильно подул 12 апреля 1961 года. А то бы «космической гаванью» называли соседнюю Волгоградскую область.

Сюда же до кучи можно приплюсовать село Лох с его мифом о Кудеяровой пещере. Много ли туристов побывало там хотя бы за прошедший год? Или этим летом? Молчит региональный туркомитет…

Ладно, не будем привередами. Саратов, говорят, тоже красивый город, в котором сохранилась классическая архитектура, есть парки, скверы, а проспект Кирова похлеще московского Арбата. Ну, положим, пока вправду похлеще, потому что на Арбате нет скамеек и деревьев. Но местные головотяпы массовым декоративным спилом эту разницу скоро ликвидируют. Парки уцелевшие неухожены, с невнятными архитектурными формами. Вроде бы есть и скверы.

Где-то на картинках можно найти и классическую архитектуру. А на деле? Лицо города это не только участок у Консерватории. Это и главные площади города (Театральная и Ленина), превращенные в базар. И старые здания, которые разрушаются. Легендарный дом с кариатидами сначала ушел из ведения города в распоряжение области, но и областные чиновники, судя по всему, видят в нем не памятник культуры, а старую постройку, на месте которой лучше бы смотрелся очередной ТРЦ или особнячок для проживания авторитетных людей между поездками в собственные зарубежные дома.

Это мнение открыто высказал министр строительства и ЖКХ Саратовской области Дмитрий Тепин на пресс-конференции, заявив, что упомянутый «Дом инженера Яхимовича» на улице Советская в центре Саратова дешевле снести и построить заново, чем отремонтировать. Ведутся разговоры, что на этом месте будет новое для Саратова явление – доходный дом. То есть дом для сдачи жилья в аренду. Да у нас многие новостройки фактически в доходные дома превращены. Опять же кому чиновники решили сдавать дом – то ли недостаточно состоятельным саратовцам, то ли социально неблагополучным семьям, в том числе гостям из более теплых краев.

Так зачем поедут гости в Саратов, на что смотреть? На Соколовую гору и Национальную деревню, первоначальное назначение которой – музея национальных культур – уже забыто? Того и гляди, скоро Национальной деревней будет называться микрорайон, отстроенный этническими бизнес-группами.

Где гостям жить, если нет экономичных гостиниц? На чем объехать город? На старых немецких почтовых автобусах и советских трамваях 77-го года выпуска? По 23 рубля за поездку? Или по 21, если совать банковскую карту в терминал с брендом города?

И снова о брендах.
В качестве бренда предлагалось использовать всю ту же гармошку, а еще холодильник «Саратов».
В июле саратовские дизайнеры заявили об объединении. Собрались вместе разработать общую концепцию бренда города. Наиболее обсуждаемый образ – «буква «С», вписанная в изображения знакомых объектов». Вот только кому знакомых? Впрочем, это детали. Гораздо важнее другая проблема.

Согласно теории, брендирование чего бы то ни было это не только использование разработанного логотипа, но и приведение к единой концепции всего графического оформления объекта брендирования. Другими словами, разработают новый логотип в синей палитре – весь город перекрасить нужно в цвет настроения Филиппа Киркорова. Кто все это будет делать и на какие деньги?

Тут в областном правительстве подсуетились и провели аукцион на брендирование региона. Хотели от бюджетных щедрот кому-то отвалить за разработку картинок 140 тысяч рублей, но в итоге некая смоленская фирма демпинговала и теперь «веселые картинки» обойдутся бюджету в 49 300 рублей. Ее директор обескуражила саратовских журналистов:

" У нас есть знакомые в Саратове, и если нам нужно будет, может быть, даже и выедем, если нам что-то где-то понадобится. Сейчас в интернете тоже хватает и различных картинок и всего остального».


Подождите. А как же Волжик? Который символизировал «движение вверх, трудолюбие и ловкость». Может, потому он и не понравился чинушам, ответственным за региональный туризм, что первыми двумя качествами они не обладают? У них только ловкость и легкость в мыслях необыкновенная. Или бесплатные разработки от жителей области не котируются, потому что на них бюджет не освоишь и собственную полезность не покажешь?

Сколько у нас будет еще таких Волжиков? Есть основания думать, что этот будет последним.

Фирма, которая победила в аукционе, менее чем за 50 тысяч рублей разработает к декабрю знак, шрифты, блок, его виды и построение, цветовую гамму, а еще «оформление зданий, наружной рекламы, носителей персональной информации, полиграфической и сувенирной продукции: пакеты, ручки, зонты, футболки, банданы, куртки».

А может быть, это и справедливо? И саратовский бренд дороже и не может стоить с таким-то подходом ответственных за туризм к своим обязанностям, с приписками и неумением даже уже не работать, а изображать продуктивную деятельность?





версия для печати

Прохиндиада


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович