16/02/2017 10:39 Во вторник, 14 февраля, в Саратовском областном институте развития образования прошло заседание дискуссионного клуба «Диалог» под председательством хорошо известного в советские годы работника идеологического сектора Ивана Ялынычева. Учителя, ученые, общественники говорили о том, как привить молодежи любовь к труду. Предлагалось вернуть в Конституцию обязанность трудиться. Надо полагать, и статья за тунеядство тогда будет возвращена тоже. Говорилось о том, что надо показывать трудовую жизнь на практических примерах. Вспоминали экскурсии школьников на заводы, что сейчас маловероятно: вместо большинства заводов – торговые центры. Конечно, можно устроить экскурсию в банк. Но большинство участников подобных мероприятий воспитано в годы, когда быть банкиром – было очень плохо, и за труд работа офисного клерка не считалась. Возмущались, что молодежь идет в торговлю, в ответ на что участник встречи - представитель молодежного министерства -искренне удивился: а где же еще работать молодежи, не имеющей образования? Представители самой молодежи жаловались, что у них нет перспектив гарантированного трудоустройства, но промолчали, когда их спросили о перспективах работы на селе. Видимо, гарантии должны предоставить те же банки, торговые компании, но никак не сельские больницы, школы или сельхозпредприятия.
Но главное, вокруг чего сосредоточилась дискуссия – возврат к использованию детского труда «на благо общества».
В день, когда проходило совещание, РИА "Новости" сообщило о выступлении главы министерства образования РФ Ольги Васильевой на Всероссийском форуме "Взаимодействие семьи, школы, советов женщин в гражданском и патриотическом воспитании подрастающего поколения". Она сообщила, что в Государственной Думе готовят закон о трудовом воспитании, который министерство будет поддерживать обеими руками.
Проблема, как всегда, в толковании понятий.
Выступавшие на круглом столе руководители образовательных организаций сетовали, что родители против использования детского труда по уборке школы и благоустройству территории. Дескать, если вместо числящихся мертвыми душами уборщиц и дворников использовать детей, то и фонд зарплаты можно будет пустить на что-то другое, и дети чему-то полезному научатся. Никто не спорит с тем, что когда дети замучаются отдирать от линолеума брошенную кем-то жвачку, то сами бросать ее где попало не станут. Вопрос в том, почему руководство школ не идет дальше – не говорит о том, что надо возродить уроки труда в советском понимании. Раз уж сама федеральный министр призывает вспомнить лучшие традиции школы времен СССР.
Для этого нужно закупать оборудование, на котором девочки будут учиться шить и готовить, а мальчики – осваивать основы метало- и деревообработки. Деньги большие, но родители наверняка в попечительские советы на эту статью расходов скинутся охотнее, чем на бесконечный ремонт, который, кстати, должен финансироваться из бюджета.
Для этого нужно нанимать преподавателей – и где взять настоящих «трудовиков» в наше время?
Но самое главное – нужно сам детский труд узаконить. Об этом, кстати, на упомянутом форуме говорила член Комитета Госдумы по образованию Алёна Аршинова: «Нужно вносить изменения в Трудовой кодекс РФ, там есть определённые процедуры, которые нужно упрощать, ведь мы говорим о несовершеннолетних работниках». Что еще более важно - законодательно определиться с оплатой труда. Если дети с детства будут привыкать к труду бесплатному, это явно не то трудовое воспитание...
Захотят ли этого «на местах» - вопрос сложный. Дело в том, что в советские времена дворы, улицы, парки и иные территории общего пользования были официально «закреплены» за образовательными учреждениями. В тех условиях не возникал вопрос «Мы подметаем, а зарплату за нас получают другие». Вообще, менталитет был иной. И таким вопросом не задавались. Но сейчас у нас рыночная экономика. Родители детей вправе спросить: почему наши дети работают, а мы оплачиваем дворника или работу фирм по ремонту? Допустимо ли вообще привлекать несовершеннолетних к работе?
Еще интереснее вопрос – с использованием труда студентов на разного рода «отработках». Отработках за что? Почему несовершеннолетние, только что поступившие и еще не получившие студенческие билеты, вовсю таскают тяжелый мусор, красят-белят-штукатурят, да еще и оплачивают вузу «образовательные услуги». То есть – их собственные услуги ничего не стоят? И, в итоге, в чем именно заключается такое трудовое воспитание?
На этот вопрос апологеты узаконивания детского труда должны дать наконец четкий однозначный ответ – на уровне здравого смысла, а не идеологических штампов времен плановой экономики и труда за три копейки. Иначе очередная кампания по «трудовому воспитанию» сразу восстановит против себя родителей и самих детей, и без того нервно реагирующих на очередные новшества системы образования.
версия для печатиНо главное, вокруг чего сосредоточилась дискуссия – возврат к использованию детского труда «на благо общества».
В день, когда проходило совещание, РИА "Новости" сообщило о выступлении главы министерства образования РФ Ольги Васильевой на Всероссийском форуме "Взаимодействие семьи, школы, советов женщин в гражданском и патриотическом воспитании подрастающего поколения". Она сообщила, что в Государственной Думе готовят закон о трудовом воспитании, который министерство будет поддерживать обеими руками.
Проблема, как всегда, в толковании понятий.
Выступавшие на круглом столе руководители образовательных организаций сетовали, что родители против использования детского труда по уборке школы и благоустройству территории. Дескать, если вместо числящихся мертвыми душами уборщиц и дворников использовать детей, то и фонд зарплаты можно будет пустить на что-то другое, и дети чему-то полезному научатся. Никто не спорит с тем, что когда дети замучаются отдирать от линолеума брошенную кем-то жвачку, то сами бросать ее где попало не станут. Вопрос в том, почему руководство школ не идет дальше – не говорит о том, что надо возродить уроки труда в советском понимании. Раз уж сама федеральный министр призывает вспомнить лучшие традиции школы времен СССР.
Для этого нужно закупать оборудование, на котором девочки будут учиться шить и готовить, а мальчики – осваивать основы метало- и деревообработки. Деньги большие, но родители наверняка в попечительские советы на эту статью расходов скинутся охотнее, чем на бесконечный ремонт, который, кстати, должен финансироваться из бюджета.
Для этого нужно нанимать преподавателей – и где взять настоящих «трудовиков» в наше время?
Но самое главное – нужно сам детский труд узаконить. Об этом, кстати, на упомянутом форуме говорила член Комитета Госдумы по образованию Алёна Аршинова: «Нужно вносить изменения в Трудовой кодекс РФ, там есть определённые процедуры, которые нужно упрощать, ведь мы говорим о несовершеннолетних работниках». Что еще более важно - законодательно определиться с оплатой труда. Если дети с детства будут привыкать к труду бесплатному, это явно не то трудовое воспитание...
Захотят ли этого «на местах» - вопрос сложный. Дело в том, что в советские времена дворы, улицы, парки и иные территории общего пользования были официально «закреплены» за образовательными учреждениями. В тех условиях не возникал вопрос «Мы подметаем, а зарплату за нас получают другие». Вообще, менталитет был иной. И таким вопросом не задавались. Но сейчас у нас рыночная экономика. Родители детей вправе спросить: почему наши дети работают, а мы оплачиваем дворника или работу фирм по ремонту? Допустимо ли вообще привлекать несовершеннолетних к работе?
Еще интереснее вопрос – с использованием труда студентов на разного рода «отработках». Отработках за что? Почему несовершеннолетние, только что поступившие и еще не получившие студенческие билеты, вовсю таскают тяжелый мусор, красят-белят-штукатурят, да еще и оплачивают вузу «образовательные услуги». То есть – их собственные услуги ничего не стоят? И, в итоге, в чем именно заключается такое трудовое воспитание?
На этот вопрос апологеты узаконивания детского труда должны дать наконец четкий однозначный ответ – на уровне здравого смысла, а не идеологических штампов времен плановой экономики и труда за три копейки. Иначе очередная кампания по «трудовому воспитанию» сразу восстановит против себя родителей и самих детей, и без того нервно реагирующих на очередные новшества системы образования.
Общество
03/04/2024 08:44 Общество Поплыла Саратовская губерния | 26/02/2024 17:26 Общество Опасное соседство: в Саратове остро стоит проблема с бездомными собаками | 13/02/2024 22:45 Общество Саратовская область: доходы и доходяги |
09/01/2024 22:22 Общество Вокзал вокзалу рознь | 27/12/2023 10:55 Общество Школьные годы ужасные | 11/12/2023 09:38 Общество В Саратове начали новое наступление на «наливайки» |