Социальные проблемы общественного транспорта - Саратов Сегодня
18+ 29 Марта 2024, Пятница, 8:53
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Социальные проблемы общественного транспорта

06/03/2014 15:41 Услуги общественного транспорта – одни из самых востребованных в нашей стране. Автобусами, троллейбусами и трамваями пользуются все возрастные группы населения, но самыми постоянными клиентами, несомненно, являются люди пожилого возраста.
Зачастую именно на плечи бабушек и дедушек ложится почетная миссия сопровождать внуков на занятия спортом; пенсионеры барражируют между многочисленными рынками Саратова, выбирая продукты подешевле. Да и просто добираются из точки А в точку Б - на то он и общественный транспорт, чтобы удовлетворять такие потребности пассажиров.
В немалой степени столь свободному перемещению социально незащищенных групп населения, получающих поддержку от государства, способствовали льготные проездные билеты. Заплатив 150 рублей, льготник получал проездной билет, дающий им право на неограниченное количество поездок. По словам министра социального развития области Ларисы Колязиной, этим правом пользуются лишь каждый пятый из всех льготников.
Но уже с 1 июня текущего года правила «игры» претерпят существенные изменения, в результате которых интересы льготников окажутся «в минусе». Суть их кроется в том, что взамен гарантированного ветеранам права на льготный проездной билет, государство решило перечислять им вместо него денежную компенсацию – произошла монетизация льготы. Для самой многочисленной и подвижной группы льготников – ветеранов труда – компенсация составит 250 рублей. Для тружеников тыла – 570, для лиц, пострадавших от политрепрессий - 460, а для реабилитированных лиц – 470 рублей.
Что же получат ветераны труда от монетизации? Ответить однозначно на этот вопрос крайне проблематично. С одной стороны, не пользующиеся услугами транспорта ветераны из сельской местности только выиграют прибавку к пенсии в размере компенсации за проезд. С другой, если говорить о жителях крупных городов, то они отнюдь не получат, а скорее потеряют от этого новшества. Взамен неограниченного числа проездов, выплата будет покрывать лишь 20 поездок (величина выплаты / стоимость проезда 12 руб.). А если допустить, что после выхода из дома пенсионер должен в него еще и вернуться, то монетизация покроет каждому ветерану всего-навсего 10 поездок на рынок, в поликлинику, к родственникам или на дачу… Сейчас в воздухе витает информация о подорожании проезда до 18 рублей в один конец и, следовательно, компенсационная выплата не сможет покрыть даже и 7 поездок «туда-обратно».
Столь кардинальная смена курса правительства, очевидно, обусловлена перегрузкой социальных обязательств бюджета, его дефицитом и большими долговыми обязательствами. Однако расходы на сохранение льготного проезда при условии наведения порядка в отрасли и взвешенного подхода к предоставлению льгот не были бы такими значительными и не вызвали бы рост социальной напряженности в регионе. В нынешней ситуации областной власти это вовсе не нужно. Между тем, оппозиция уже использует недовольство население по поводу проведенной таким образом монетизации транспортных льгот. ЛДПР уже провели пикет против этой реформы и намерены в дальнейшем использовать эту тему в выступлениях против областной власти. активизировалась и КПРФ, «разогревая» пикетами, по выражению местных зюгановцев, население перед более массовыми акциями.
Если разбираться в сложившейся ситуации, то все началось с того, что автоперевозчики, мягко говоря, оказались недовольны тем фактом, что областной бюджет не в полном объеме им платил за перевозку льготников. «Мы практически не получаем компенсационных выплат по льготам. Перевозя 600 граждан, пользующихся льготами, мы получаем деньги только за 200 человек», - приводит печальную для перевозчиков статистику представитель данного бизнеса Владислав Бокарев. На одном из прошедших в областной ТПП «круглых столов» транспортники сами прямо предложили отменить все льготы и компенсации. Дескать, не надо нам компенсаций от правительства, мы будем брать со всех полную стоимость проезда, а власть пусть сама напрямую выплачивает эти компенсации льготникам. Мотивы такого предложения понятны, хотя тут не обошлось без лукавства. Но об этом позже.
В этой связи возникают вопросы к областному комитету по транспорту. Получается, что он пошел в решении проблемы по самому легкому для себя пути. Пойдя фактически навстречу транспортникам, они также избавились от необходимости постоянно заниматься компенсациями транспортникам, свалили всю головную боль по выплатам компенсаций льготникам на минсоцразвития и «умыли руки». Крайними остались сами льготники, которым 250 рублей уже сейчас без повышения платы за проезд не хватит денег не только на оплату поездок в течение месяца, но и на проездной месячный билет. Заложниками ситуации оказались социальные службы, которые столкнутся с проблемами при выплате компенсаций людям и высшее руководство области, на которое обращено недовольство льготников. Вряд ли люди знают кто такой глава регионального комитета транспорта Василий Разделкин и почему он не смог в течении 2 лет навести порядок в этом вопросе.
Наведение порядка состоит в том, чтобы урегулировать вопрос погашения задолженности перед транспортниками, не допускать ее роста и принять меры по реструктуризации. А не рубить сплеча, отменив враз всем льготу и заменив ее несоразмерной денежной выплатой. Кроме того, не лишним было бы разобраться в тех суммах, которые транспортники предъявляют для выплаты им компенсаций.
В расчете суммы компенсаций сложилась следующая ситуация. Раньше никаких льготных проездных не было и государство платило транспортникам за всех льготников вне зависимости от того, пользуются они общественным транспортом или нет. Первым эти стабильные и немалые поступления, безусловно, нравились. Затем пришло время масштабной монетизации льгот по всей стране. Транспортные льготы отчасти монетизировались, появились социальные проездные, которые в прошлом году выросли в стоимости сразу в три раза – с 50 до 150 рублей.
Льготные проездные транспортники сначала просто продавали по предъявлении документов. Затем подавали сведения о числе проданных проездных в правительство и получали компенсацию. Отдельные автотранспортные предприятия, как правило, частные, подозревались в откровенных приписках. Чтобы избежать их, был введен персональный учет тех, кто покупает проездные. Транспортники составляют списки с данным льготников, купивших социальные проездные, и на основании этих списков проводится расчет компенсации. Однако и после этого, как говорят, приписки не были изжиты. И таким нечистым на руку руководителям монетизация льгот вовсе не выгодна. И если в отрасли навести порядок, сделать выборочные проверки представленных списков и выйти на реальное количество пользующихся льготами, то их тогда, вполне возможно, и монетизировать не стоило бы. Наконец, некоторые депутаты облдумы говорили о коррупциогенности нынешнего положения в транспортной отрасли, называя в числе главных факторов те самые пресловутые приписки и огромную задолженность перед транспортниками, намекая на то, что одним могут выплатить ее быстрее, чем другим. Кстати, комитет транспорта так и не назвал точную цифру долга перед транспортниками, туманно говоря о нескольких сотнях миллионах рублей. Неслабый такой разброс в данных получается. Впрочем, в облдуме все же прозвучала сумма в 242 миллиона рублей.
Есть и еще один аспект данной проблемы: немалое число маршрутов в небольших райцентрах держаться во многом за счет компенсаций за перевозимых ими льготников и после монетизации маршруты закроются, а некоторые предприятия ждет банкротство. Такие маршруты выполняют важную социальную функцию в без того вымирающей провинции, перевозя стариков из одного края поселка в другой или в райцентр из близлежащего села. Тут тоже стоило бы применить дифференцированный подход, равно как и к самим льготникам. Почему никто не озаботился предложить людям на выбор сохранить льготу или получить ее денежную компенсацию? Это было бы справедливо и не вызвало роста недовольства у пенсионеров.
Как бы то ни было, но решение уже принято и вряд ли оно будет сколь-нибудь существенно скорректировано. Однако из всей этой ситуации властям следовало бы сделать вывод о том, что при принятии решений руководствоваться следует не только ведомственными интересами, но и принимать во внимание социальные и даже политические последствия этих решений.


версия для печати

Общество


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович