Быть «мамой начальной школы» – это, наверное, одно из лучших призваний - Саратов Сегодня
18+ 20 Октября 2017, Пятница, 14:25
Патриотизм заключается в том, чтобы поддерживать свою страну всегда,
а правительство только тогда, когда оно этого заслуживаетМарк Твен
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Быть «мамой начальной школы» – это, наверное, одно из лучших призваний

Быть «мамой начальной школы» – это, наверное, одно из лучших призваний - Саратов Сегодня03/10/2014 16:50 Как известно, Саратов стал первым в России городом, который взялся увековечить образ первой учительницы в бронзе. Пусть самостоятельным памятником фигуры женщины и ребенка, склонившиеся над книгой, сделались не без участия случая, это все-таки похвально и символично. Вот только часто ли гуляющие по скверу люди вспоминают своих первых учителей? И, если все-таки вспоминают, то с какими чувствами они это делают: с благодарностью ли или же с облегчением думая о том, что годы сидения за партой остались далеко позади?

Попытаться ответить на этот вопрос мы решили вместе с Надеждой Блиновой, которая двадцать восемь лет проработала учительницей начальных классов. В ответ на высокопарную фразу о том, что учительство – это призвание, она обыкновенно отшучивается, вспоминая о том, что с детства даже не помышляла о работе педагога. Ее мечтой было сделаться педиатром, но судьба, как это обычно бывает, распорядилась иначе и привела ее в школу…

- Наверное, работа с самыми маленькими учениками – это очень ответственная миссия?

Да, это очень ответственно, потому что мы даем ребенку начальные представления о мире. И от того, как заложатся эти знания, будет зависеть то, как ребенок будет учиться дальше.

- Если человек, скажем так, недолюбливает детей, ему можно идти работать в школу? Задаю этот вопрос не из праздного любопытства, а вспоминая киношный персонаж, который не считал зазорным «учить» детей линейкой…

Лучше этого не делать. В любой работе нужно любить то, чем ты занимаешься, и понимать, где ты, что ты делаешь и как ты это делаешь. Но тут все зависит от личного характера учителя. Родители всегда ищут школу, а я бы посоветовала искать учителя.

- Неужели нет надежды, что такой человек со временем поменяет свои взгляды и станет иначе относиться к детям?

Нет, пекарь ведь не начнет шить штаны, как в песенке поется. В любой профессии важны призвание и любовь. Мне, например, всегда нравилось возиться с детьми, но я почему-то видела себя в роли врача. Правда, как мне кажется, эти профессии, в принципе, похожие – и в одной и в другой, если относиться с душой, получаешь хороший результат. Среди моих знакомых немало тех, кто чуть ли не с ненавистью вспоминают о своих первых учителях. У меня таких негативных воспоминаний не осталось, но я совершенно не помню учителей-предметников, которые были в средних и старших классах.

- Как Вам кажется, почему такое случается?

Я про себя тоже могу сказать, что своих первых учителей не очень помню, потому что их было слишком много. Я не могу выделить из них кого-то конкретного. Может быть, поэтому я и попала в школу – мне хотелось, чтобы учитель был добрый, чтобы он слышал ученика и был ему помощником - не каким-то цербером или контролирующим звеном, а человеком, прежде всего. В средней школе у меня был прекрасный классный руководитель, которого я помню до сих пор. Все изменилось, когда мы перешли в старшие классы. Все мои одноклассники с негативом вспоминают нашего классного руководителя. Даже когда речь заходит о том, чтобы организовать встречу выпускников, все говорят: «Только не приглашайте его». Вроде бы, каких-то криминальных вещей за ним не было. А психологически мне не хотелось ни открыть этому человеку свою душу, ни рассказать, ни объяснить что-то. Со своими учениками я стараюсь даже какие-то неудачи переводить в шутку. Говорю им о том, что мы все имеем право на ошибку, и ее всегда можно исправить. Еще я думаю, что учителя особенно должны следить за своей речью. Ведь ребенку достаточно одного неправильно сказанного слова, чтобы запомнить его на всю жизнь и обидеться. Дети все понимают очень буквально. Вроде бы ты говоришь что-то в шутку, а ребенок воспринимает это как что-то серьезное. Он переживает, видит в этом свой недостаток. Может быть, он и не расскажет об этом никому, даже маме, но внутренний негатив остается у него на всю жизнь.

- То есть, педагог одновременно должен быть еще и психологом?

Я думаю, да. Без знания основ психологии работать с детьми очень тяжело. Поэтому я считаю, что в училищах, институтах особое место должно уделяться изучению психологии. Эти знания пригодятся даже в общении с родителями – ведь все они разные. А учитель не имеет права судить людей и учеников, говоря о том, что этот хороший, а тот плохой. Учитель должен быть как врач – врачом душ, наверное.

- Сейчас много говорится о том, что современные дети растут практически вундеркиндами – они стали рано взрослеть, в том числе, благодаря компьютеру. Оглядываясь на Ваш опыт, можно ли утверждать, что нынешние первоклассники стали более смышлеными?

В принципе, дети всегда остаются детьми. Здесь все зависит от учителя: если учитель будет заинтересован в том, чтобы ученики были раскрепощенные, веселые, умные – они такими и будут, а если нет – они будут как солдатики. Наоборот, компьютер не очень хорошо влияет на мозговую деятельность, потому что, когда мы свой мозг не тренируем, он притупляется, к сожалению. Компьютеры, с одной стороны, это плюс, но, с другой стороны, переизбыток компьютера несет вред. Также мы отнеслись бы к перееданию или к тем же конфетам. А дети, конечно, очень привязаны к компьютеру, поэтому идет обратная реакция.

- И ранняя компьютерная грамотность не помогает им быстрее постигать знания?

Знания постигаются с помощью внутреннего мира. Как говорил Конфуций, то, что добыто своим трудом – оно навсегда, а то, что дали тебе – оно не ценится.

- Ходят разговоры о том, что современная школьная программа чересчур перегружает школьников, особенно, самых маленьких из них. Вы так не считаете?

Мы выбрали довольно адаптированную и к нашей школе, и к нашим деткам программу - «Планета знаний». Она не перегружает ребенка: учебник распределен на обязательную и вариативную часть, которую можно освоить даже дома, если будет такое желание. Я обычно говорю своему классу: «Кто смелый, тот сделает и в этой части какое-нибудь задание». Некоторые дети на это подкупаются, им самим становится интересно, хотя есть и те, которым все равно. Все упражнения рассчитаны на логику, и если дети уже поняли, как их выполнять, они всегда будут заглядывать в этот раздел и решать задания.

- С какими классами все-таки сложнее работать – старшими или младшими?

Везде есть свои плюсы и минусы. В начальной школе нюансы состоят в том, что учителям приходится проговаривать все, что дети должны делать, проконтролировать, чтобы все все делали, чтобы все покушали, в туалет сходили. Ты фактически становишься для них мамой. А быть «мамой начальной школы» – это, наверное, одно из лучших призваний.

- Ощущают ли в себе такое призвание молодые специалисты?

К сожалению, очень мало. У нас в начальной школе только одна молоденькая девушка, а все преподаватели, в основном, моего возраста и старше - пенсионеры уже. Нашему единственному молодому преподавателю мы стараемся, как можем, передать свой опыт и знания.

- Если вдруг в стране случится очередная реформа образования и из школы уберут институт учителей начальных классов – какие последствия это будет иметь?

Мне кажется, это было бы сложно и преподавателям, и самим деткам – особенно, самым маленьким, потому что они приходят сюда из теплой, домашней среды, и, конечно, для них желательнее постепенно привыкать к самостоятельности, к тем вещам, которые они уже умеют. Первоклассникам, например, тяжеловато долго сидеть. Конечно, я стараюсь придумывать, чтобы они на уроках по возможности двигались, а не всегда занимали сидячую позу. Еще им трудно научиться слушать, слышать, видеть – ведь разные детки бывают. Поэтому, чем раньше родители социализируют своих детей, тем лучше. Не обязательно, чтобы это был детский сад. Это могут быть какие-нибудь кружки, секции – главное, чтобы у детей обязательно было общение между собой и со взрослыми.

- А с каким настроением дети впервые приходят в школу?

Это зависит от того, как настроят, как смотивируют ребенка родители. Среди них есть и такие, которые пугают ребенка школой. А ребенок ведь верит им, он приходит и ждет, что будет страшно. Я помню девочку, которая пришла и говорит: «Я думала, здесь страшно, а здесь так хорошо». Вчера я очень смеялась, когда один из младшеньких, Марат, сказал: «Плохая новость, что домой придется пораньше придти».

- Вам приходилось сталкиваться с такими вот запуганными «первоклашками»?

Да, такие детки тоже приходят. И им, конечно, приходится тяжело. Они и болеют чаще, и долго не могут подружиться с ребятами. Поэтому родители должны перед школой не столько даже научить ребенка читать и писать, а именно социализировать его.

версия для печати
Автор фотографий: Екатерина ВЕЛЬТ
Автор: Екатерина ВЕЛЬТ

Интервью


«ПОДПИСАЛСЯ САМ?! – ПОДПИШИ ТОВАРИЩА!»


Провинциальный телеграф

ПнВтСрЧтПтСбВС
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Фоторепортажи

Видеорепортажи

Прямая речь

< >
< >
< >
Информационное агентство «Саратовские областные новости» зарегистрировано Средне-Волжским управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ИА №ТУ 64-00366 от 29 июня 2012 года.
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 23-65-01.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович
Яндекс.Метрика