Модернизация неизбежна - Саратов Сегодня
18+ 28 Марта 2024, Четверг, 19:56
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Модернизация неизбежна

25/08/2010 14:23
Николай Панков: «Медицина Cаратовской области работает в не нормальном режиме»

Областная медицина в ожидании больших инвестиций, которые обещаны официальной Москвой российским регионам. 460 миллиардов рублей на модернизацию отечественной системы здравоохранения предполагается потратить в рамках федеральной программы «Качество жизни (Здоровье)».

Насколько оправданны столь существенные траты в стране, которая еще не до конца вышла из экономического кризиса? Сможет ли областная власть эффективно распорядиться этими деньгами? Спасут ли саратовское здравоохранение такие серьезные денежные вливания? Эти и другие, не менее больные, вопросы мы задали депутату Государственной думы РФ Николаю Панкову.

— Николай Васильевич, для начала несколько слов о самой программе. Насколько она важна для страны в целом и для нашей области в частности? Ведь бытует мнение, что в здравоохранении Саратовской области все хорошо. Так ли это?

— «Качество жизни (Здоровье)» — это глобальный проект, который был объявлен лидером партии «Единая Россия» Владимиром Владимировичем Путиным на съезде в Санкт-Петербурге. Главная его цель – увеличение продолжительности жизни россиян. Ведь посмотрите, что происходит? Сегодня она составляет всего лишь 57 лет у мужчин и 63 года у женщин! Это же страшные цифры! В других странах этот показатель достигает 75 лет и выше. Недавно посетил ряд больниц в районах области. Встречался с медицинскими работниками Балашовской, Калининской, Аткарской, Ртищевской, Базарнокарабулакской и Новобурасской центральных районных больниц. Впечатление, мягко говоря, удручающее… И дело здесь не только в изношенном и устаревшем оборудовании, нехватке лекарств, расходных материалов или общем состоянии зданий ЦРБ. Гораздо печальнее то, что укомплектованность врачами в них составляет в среднем 50%. И вот здесь у меня возникает вопрос: а правильно ли в нашей области выстроена система здравоохранения? Ведь если бы это было в одной или двух больницах, то можно было бы говорить о каких-то недоработках в том или ином районе. Но везде одна и та же картина…

— Считаете, вышеназванная федеральная программа позволит как-то изменить ситуацию к лучшему?

— Безусловно, позволит. Ведь деньги выделяются немалые — порядка 460 миллиардов рублей. Из них 300 миллиардов – на ремонт ЛПУ. Согласитесь, без новой современной инфраструктуры здраво­охранение не может развиваться и не могут быть обеспечены доступность и качество медицинских услуг. До 2013 года в стране отремонтируют и переоснастят 80% медучреждений. Еще 160 миллиардов выделяется  на улучшение качества предоставляемых услуг (расходные материалы, условия содержания в палатах, питание больных, зарплату медперсонала, диагностическое оборудование). 24 миллиарда из этих средств пойдут на информатизацию здравоохранения. Таких больших денег на систему здравоохранения государство никогда разово не выделяло.

Конечно, Саратовская область должна участвовать в этом проекте и просто обязана своевременно подать заявки в Минздрав РФ на те объекты, которые нуждаются в ремонте, новом оборудовании и т.д. Но, честно говоря, вызывает опасение, что при том положении дел, которое сложилось в здравоохранении области, даже те деньги, которые будут выделены из федерального бюджета, дадут определенный результат.

— Почему?

— Ну вот вам конкретный пример. Мы разговариваем с врачами, спрашиваем, сколько они зарабатывают. Нам отвечают: «Нет, у нас зарплата нормальная. Хирург 25 тысяч рублей получает». На первый взгляд, это хорошая цифра. Но когда начинаешь разбираться, из чего она складывается, то выясняется: стаж работы у этого хирурга более 15 лет, он совмещает несколько ставок врача, 5-7 раз в месяц подрабатывает на ночных дежурствах и т.д. А если говорить о начинающих специалистах, то их зарплата не превышает четыре тысячи рублей. Пять тысяч получает старшая медсестра со стажем работы более 10 лет. Вы понимаете: это не нормально! Когда врач со стажем получает 25 тысяч путем набора ставок, это прежде всего негативно сказывается на качестве лечения. Ведь он же тоже человек. Ему тоже нужно отдыхать, профессионально совершенствоваться и т.д. А он работает как загнанная лошадь сутки напролет для того, чтобы только семью прокормить. А объясни ты пациенту, что врач уставший, ночь не спал, поэтому успех твоей операции не гарантирован!.. Проще говоря, работу нескольких врачей выполняет один человек.

Другой вопрос: почему в ЦРБ молодые кадры не приходят? Тут несколько причин. Но одна из них заключается в том, что за ними придется закреплять ставку (пусть даже и минимальную). А врач со стажем, совмещающий две и более ставки, просто не заинтересован в приходе молодежи. Ведь мало того что он в результате прихода молодого специалиста потеряет в зарплате, так ведь его еще нужно учить. А это время. А время – деньги. Получается замкнутый круг.

То есть очевидно, что такая система себя изживает. И информация о том, что ситуация в саратовском здравоохранении год от года все улучшается и улучшается, на мой взгляд, просто не соответствует действительности.

— Кто же в этом виноват? Губернатор Ипатов? Бывший министр здравоохранения области Сорокин? Нынешний министр Твердохлеб?

— Думаю, что работу подчиненных оценит губернатор. Здесь нужно просто понять, что та система, которая сложилась в саратовской медицине, порочна. И не врачи, а именно управленцы областной системы здраво­охранения задали неправильный вектор работы отрасли. Сложившуюся ситуацию необходимо срочно менять.

— Каким образом?

— На мой взгляд, есть несколько  вариантов решения данной проблемы. Прежде всего, необходимо растить кадровый потенциал. Я не случайно слово «растить» употребил. Важна селекция будущего саратовской медицины. И делать это должны прежде всего региональная и муниципальные власти. Уже среди школьников старших классов сотрудники областного минздрава, районных комитетов здравоохранения должны выявлять ребят, которые хотят посвятить свою жизнь медицине. Затем необходимо направлять их в профильный вуз, интересоваться и опекать во время учебы, создавать для ребят благоприятные, комфортные условия. Практику студенты-медики, на мой взгляд, должны проходить именно в том лечебном учреждении, которое дало им направление (особенно это касается райцентров). Поэтому очень важно уделять особое внимание подбору молодых специалистов, которые получат образование и вернутся работать по специальности. В этом случае выданное направление в вуз, оплата ипотеки для молодого специалиста и другая государственная поддержка окажутся не напрасными вложениями.

Еще один вариант стимулирования — ипотека на обучение. Почему областная или районная власти не могут таким образом простимулировать человека, который потом – через 5-10 лет – вернется работать в родной район, будет помогать и лечить своих земляков?

— Хорошо, отучился человек, получил диплом. Какой ему смысл ехать обратно в район, где его вообще-то никто и не ждет? Неужели зарплата в 4 тысячи – это стимул?

— Конечно, нет. Стимул – это когда молодой специалист чувствует постоянную заботу о себе. Наставническое отношение коллектива больницы, помощь в погашении ипотеки, обеспечение жильем. Также немаловажно, чтобы молодой специалист чувствовал себя нужным этому городу, району, селу и т.д. Вот если эти условия в совокупности воплотить в жизнь, думаю, кадровая проблема в здравоохранении области сдвинется в положительную сторону.

— Николай Васильевич, вы четко обрисовали круг задач по обсуждаемому вопросу для региональной власти, для социального блока правительства. Остается надеяться, что федеральный центр не останется в стороне от решения медицинских проблем.

— На федеральном уровне делается очень многое, чтобы как-то исправить ситуацию в отечественном здравоохранении. Здесь можно вспомнить и первые нацпроекты по медицине, благодаря которым удалось оснастить многие лечебные учреждения современным оборудованием, провести в них ремонт, существенно повысить зарплаты врачам первичного звена. Сейчас делается еще один очень серьезный шаг в этом направлении: начинает реализовываться федеральный проект «Качество жизни (Здоровье)», который от партии «Единая Россия» курирует вице-спикер Госдумы Вячеслав Викторович Володин. Задача областной власти — принять в нем самое активное участие, сработать максимально эффективно в интересах жителей Саратовской области.

— В любом случае, для рывка вперед саратовской системе здравоохранения нужны финансовые средства. А где их, по-вашему, взять?

— Думаю, что система саратовского здравоохранения нуждается, прежде всего, в хорошем менеджменте, в эффективном управлении. А деньги найти возможно, было бы желание. Посмотрите, вот вам пример. У нас в области строится кардиохирургический центр, стоимость которого составляет около 1,5 миллиардов рублей. Даже если мы его достроим, центр не решит проблему в полной мере, не сократит очередь на сердечно-сосудистые операции. Объясню почему. В операциях такого направления очень дорогостоящие расходные материалы, сердечные клапаны. Частое и системное их проведение возможно только при достаточном бюджетном финансировании, желательно федеральном. Областному бюджету финансировать подобные операции практически не под силу. Получается, что лечебное учреждение, на создание которого ушли огромные средства областного бюджета, просто не сможет обеспечить потребности всех нуждающихся жителей области в профильном лечении. Есть опасения, что центр будет простаивать, работать не в полную мощность.

Стоит задуматься о необходимости такого дорогостоящего строительства. Подобный кардиохирургический центр построен недавно у наших соседей в Пензе и работает на весь Приволжский федеральный округ. Заметим, что выстроен пензенский центр за счет средств федерального бюджета. И главное — расходные материалы для его функционирования приобретаются тоже за счет федерального бюджета. В этом главное отличие нашего кардиоцентра от пензенского. У нас в области подобные операции смогут позволить себе только богатые люди. Это, на мой взгляд, неправильно. Для чего мы тогда столько денег из областного бюджета потратили? Согласитесь, не разумное решение.

Области нужно было предпринять все возможные шаги, чтобы центр, который теперь есть в Пензе, был построен в Саратове за федеральные средства. А такая возможность была.

— Так почему же мы не использовали шанс?

— Все очень просто. Пенза предложила федеральному центру более выгодные условия строительства центра в их регионе. Пензенская власть заявила о выделении площадки под строительство, подводке необходимых коммуникаций и выделении жилья для медицинских работников центра за счет средств областного бюджета. В этом они нас и обыграли, серьезно сэкономили деньги областного бюджета.

— Ситуация с саратовским кардиоцентром действительно наглядно показала неэффективность расходования средств областного бюджета. Вы думаете, что в случае экономии денег на этой стройке можно было существенно поправить положение дел в нашем здравоохранении?

— К сожалению, пример с кардиоцентром не единственный. Стоит вспомнить строящийся перинатальный центр в Саратове, в районе Молочки, когда цена строительства была заявлена в размере двух миллиардов рублей. В ходе конкурсов строительные организации снизили цену на 500 миллионов рублей. О чем это говорит? О явном завышении начальной сметной стоимости объекта. Плохо, что у нас в области бюджетные деньги расходуются и распределяются так небрежно и неэффективно. А деньги, как известно, счет любят.

Вот в чем, на мой взгляд, болезнь нашего регионального здравоохранения.

 
"Московский комсомолец в Саратове"
версия для печати

Интервью


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович