Диджериду – голос земли - Саратов Сегодня
18+ 29 Марта 2024, Пятница, 3:21
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Диджериду – голос земли

16/03/2011 08:57

"Он понравился мне своим магическим обертонным звучанием".

Мы привыкли думать, что фундаментально нас способны изменить различные катарсисы, духовные практики, всевозможные аскезы, потрясения или великие радости. На самом же деле бывает так, что один лишь звук древнего музыкального инструмента дает мощный толчок к вдохновению и заставляет человека смотреть на окружающий мир и себя самого под другим углом. Остается только гадать, что это: волшебство, случай, везение или совпадение.

Впервые о диджериду Александр узнал 2 года назад. Проникновенное звучание этого инструмента направило жизненный курс музыканта в сторону духовности.

- Расскажи, откуда ты узнал об этом инструменте?

- Узнал из Интернета, а потом мне подарил его друг. Когда первый раз взял диджериду в руки, усмехнулся, начал рассматривать, ничего не понял, подумал, что это за труба такая? Долго не прикасался к нему совсем. Спустя какое-то время,  стало интересно, что это за штука у меня стоит в углу и пылится. Посмотрел видео-уроки, почитал, понял, что это очень серьезная вещь. Только сейчас осознаю, что этот инструмент оказался в моих руках как раз в нужный момент, когда я оказался готов к внутренним изменениям. Если бы он появился у меня раньше, то я был бы не в состоянии его освоить и прочувствовать, вообще, что это такое и для чего. Очень много времени у меня заняло осваивание циркулярного дыхания.

- Расскажи подробней об этом дыхании. В чем его принцип?

- Смысл в том, что ты выдыхаешь воздух беспрерывно. То есть на выдохе ртом нужно одновременно вдыхать воздух носом. Это стандартная функция человеческого тела, но почему-то она блокируется, особенно в самом начале, когда только пробуешь. Есть специальное упражнение: набираешь в рот воды, выпускаешь ее через маленькую струйку и в то же время вдыхаешь. Как правило, это выходит у всех. Таким образом, получается обертонный непрерывный звук, который получается за счет резонации воздуха в длинной трубе.

- Долго ли ты учился этому дыханию?

- Да. Обучение проходило очень долго и нудно, но после того, как посмотрел видео-уроки, все встало на свои места. Там подробно показывают и рассказывают, как нужно играть на диджериду. Доходит вплоть до того, что нужно просто делать «пфффррррр». Помню я как-то прогуливал институт и остался дома играть. В тот день у меня получилось циркулярное дыхание первый раз. Я извлек нужный звук, а потом просто запомнил этот механизм, за счет которого у меня все получилось. Вместе с этим пришло осознание того, что в нашем теле и в голове очень много всяких барьерчиков, которые нам не позволяют что-то сделать. Их нужно преодолевать и открывать в себе новые способности. Поэтому я увлекся еще поингом и контактной импровизацией потому, что там тоже очень много всего интересного, связанного с координацией, что позволяет ломать какие-то преграды в нашем теле и уме. Помимо этого, жонглирование мне также помогло много с чем справиться: со всякими зажимами и прочим. Еще я понял одну важную вещь: если хочешь научиться действительно хорошо играть, это необходимо делать каждый день.

- Наверняка ты не просто так остановил свой выбор на диджериду. Чем именно тебе понравился этот инструмекнт?

Диджериду понравился своим магическим обертонным звучанием. Как раз, когда я освоил циркулярное дыхание, друг организовал вечеринку. В здании был подвал, адаптированный под занятия йогой. Мы там решили поиграть. Я понял, что на диджериду нужно играть в тишине и в помещении с хорошей акустикой. Тогда осознаешь вибрации земли. Диджериду, вообще, считается инструментом земли, неким голосом земли.

В целом, он оказал на меня большое влияние. До него, так скажем, я был на поверхности, спал,если можно так выразиться.  Диджериду внёс колоссальный вклад в развитие моей личности, и не только.  Слушая пение диджериду, входишь в состояние медитации, непривязанного наблюдения, слушания, а уж когда сам играешь на этом удивительном инструменте, что происходит, словами уже не опишешь.

- Насколько я знаю, когда человек играет на диджериду, он впадает в определенное состояние, которое достигается циркулярным дыханием. Опиши это состояние.

- Да это так. Когда ты играешь на барабанах, например, и ставишь перед собой цель войти в транс с помощью ритма. Этого достичь, в общем-то, не так сложно, как кажется. Ведь это очень древний способ, но когда дело касается дыхания, эффекта сложнее достичь, но результат более ощутимый. Диджериду также можно использовать для проводения других дыхательных практик, например, для пранаямы.

Трансцендентальная музыка трансформирует человека, даёт иной, более глубокий, чуткий взгляд на всё окружающее, на его истинную природу. Вибрации диджериду - тому пример. Для меня голос диджериду - это не просто звучание, а вибрация глубины, позволяющая осознать, кем я по-настоящему являюсь.

- Можно ли сделать диджериду самостоятельно?

- Можно.  Для начала нужно определиться с заготовкой. Выбирается бревно подходящей длинны. Примерно от метра до двух. Чем короче, тем выше звук. Внутри вырезаются бородки, которые производят резонацию. Лучше брать заготовку длиннее, чем нужно, чтобы, если инструмент будет долго стоять без дела, можно было бы немного срезять портящиеся края. Заготовку нужно распилить на две части, очистить от коры. Потом начинается самый сложный и долгий процесс: счищение сердцевинки. После этого некоторые пропитывают инструмент различными эмульсиями и лаками, чтобы он не портился: не сох, не плесневел.  Затем необходимо склеить половинки. Как только клей высохнет – инструмент почти готов. Осталось слепить нагубник. Его делают из пчелиного воска. Желательно хранить инструмент в чехле, так как он боится влаги.

Вообще, диджериду считается не рукотворным интструментом. Этот инструмент изготавливает сама природа северной Австралии из бамбука, влаги, кторая скапливается в его сердцевине, и термитов, которые прогрызают эту сердцевину. Аборигены случайно обнаружили такой процесс и применили испортившийся бамбук в качестве инструмента для ритуалов. А остальные начали его изготавливать антропогенным путем. Между прочим, диджериду – один из самых древних инструментов на планете.

- Есть разница между инструментом, который «изготовили» термиты и между тем, который был сделан руками человека?

- Разница разве что в звуке. Можно взять обычную металлическую трубу, и она также может служить в качестве диджериду. Главное, чтобы нагубник был подходящего размера, плюс - циркулярное дыхание.

- Как правильно выбрать уже готовый инструмент?

- Для каждого все индивидуально. Главное, не стоит думать, что, чем изогнутей и раскрашенней инструмент, тем он круче.

- Как обычно декорируют диджериду?

- Чаще всего украшают эзотерической или традиционной австралийской символикой: омы, черепахи, змеи, ящерицы. Используются цвета земли:  черный, коричневый, зеленый.

- На твоем инструменте изображена змея. Что она символизирует?

- Диджериду теснейшим образом вплетен в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Yurlungur. Эта змея олицетворяет синтез жизни и творчества. А вообще, насколько я знаю, змея несет не очень позитивный смысл, но ее часто изображают на диджериду.

- Расскажи какие-нибудь интересные случаи из твоей жизни, связанные с диджериду.

- Самое интересное для меня то, что с помощью этого инструмента мне легче всего достичь состояния неума. А вообще, забавляет, что люди на улице неоднозначно реагируют на него. Постоянно спрашивают, что это такое. Однажды был случай, когда мы с друзьями играли у консерватории. Подошел мужчина и начал активно интересоваться, на чем это мы играем, а потом, спустя какое-то время, мы паостоянно начали встречать его на всяких тусовках уже со своим диджериду. Человек шел мимо, просто заинтересовался необычной вещью, а интерес перерос в серьезное увлечение. Было видно, что он загорелся новой идеей. Жаль, что я тогда не поинтересовался у него, сделал ли он инструмент сам или купил. Но судя по виду, он все же сделал сам. Еще могу точно сказать, когда любой человек начинает играть на диджериду, он кардинально меняется. Я неоднократно это замечал.

- С каким инструментом диджериду сочетается лучше всего?

- Он очень хорош и сам по себе, так как имеет очень глубокий и насыщенный звук, еще очень интересное трансовое звучание получается с барабанами.

- Есть ли у тебя какие-то творческие планы, связанные с диджериду?

- Сейчас обучаюсь скоростной технике игры. Осваиваю новые звуки, которые можно извлечь из этого инструмента. Ведь из него еще можно выдувать и ритмы за счет особенного движения диафрагмы. Часто бывает, что на конкурсе барабанщиков выигрывают диджеридисты потому, что извлекают из него невероятные ритмы. Я сначала был уверен, что это исключительно атмосферный инструмент, а потом выяснилось, что он способен создавать сумасшедшие звуковые пульсации.

- Пожелай что-нибудь читателям saroblnews.ru!

-Миру - мир! (смеется)

Ирина Тихолоз

версия для печати

Интервью


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович