Выборы-2017: какими они были? - Саратов Сегодня
18+ 19 Марта 2024, Вторник, 8:03
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Выборы-2017: какими они были?

Михаил Шмырев11/09/2017 15:20 По окончании выборов принято не только подводить итоги, но и анализировать сложившийся расклад политических сил. Не претендуя на какую-то аналитику, поделюсь своими наблюдениями с тем, чтобы дать коллегам пищу для размышлений, не более.

На фоне этих разговоров как-то подзабылись другие, те, что велись до 10 сентября на тему «А у нас вообще-то выборы будут, а то никого и ничего не слышно?». Звучит как пресловутое «А был ли мальчик?». На самом деле, конечно, выборы были, и не только в чисто формально-процессуальном понимании и, как видим по итогам, даже выбор был, хоть и небольшой.

Шли дебаты, телевизионные ролики (наиболее яркие у ЕР и КПРФ и их кандидатов в губернаторы), кое-где висели билборды. Кстати, о дебатах хотелось бы тоже сказать пару слов. Наблюдать за нашими провинциальными дебатами в состоянии только те, кому это профессионально надо. В целом зрелище весьма унылое, скучное и однообразное. Лишь единожды отметил как положительное для себя в дебатах на тему экономики выступление Дмитрия Чернышевского. Без всякой лести, это было торжество образованности и интеллекта выпускника прежнего истфака СГУ и моего коллеги над неподготовленностью, дремучестью и косноязычием всех остальных.

Изредка встречались печатные АПМ (в основном опять же от ЕР и КПРФ): видимо многие кандидаты сочли для себя слишком затратным и малоэффективным разбрасывать этот вид агитации по почтовым ящикам и лично встречаться с электоратом по технологии «от двери к двери». Впрочем, в последний день агитации, как водится, почтовые ящики щедро набили календарями с изображением кандидатов и газетами с незатейливым содержанием.

И все же в течение всей кампании мало кто о себе напоминал, и о выборах информировал преимущественно облизбирком. Соответственно, СМИ писали о выборах мало и по причине дефицита информации хватались за каждую мелочь, в медиа-пространстве царил штиль. Но при этом надо понимать, что некоторые кандидаты все же без шума и пыли методично или избирательно встречались с населением, проводили иногда даже митинги и пикеты.

Некоторые из партий говорили о необходимости делать ставку на новые лица, провели омоложение состава своих выдвиженцев, обратились к возможностям Интернета за поддержкой со стороны молодежи. Хотя, к примеру, в ЛДПР, где много молодых, во главе регионального списка поставили свое «наше все» в лице Владимира Жириновского, а общеобластной партсписок КПРФ возглавила в единственном лице Ольга Алимова. В соцсетях Интернета выгодно отличались только «яблочники», «единороссы» смотрелись однообразно, как будто отчеты давали канцелярским языком, остальные никак не запечатлелись. Предположу, что появление новых лиц отчасти связано с тем, что мандат депутата облдумы стал менее привлекателен для т.н. ресурсных кандидатов. Это, кстати, может объяснять и то, что на выборах практически нет привычной бескомпромиссной политической борьбы. От участия в минувших выборах отказались несколько руководителей крупных предприятий – Архипов, Шлычков, Сидоренко… Придут ли им на смену яркие политики (пусть и без «золотого запасу») или это будут всего лишь статисты – посмотрим.

По опыту прошлых лет многие из нас привыкли к ярким кампаниям в духе «сенсации, скандалы, расследования». Но вот уже третья избирательная кампания в Саратове проходит, скажем так, рутинно. И эту данность надо воспринимать как тенденцию к новому формату протекания избирательной кампании. Объяснения этого тем, что, дескать, население разуверилось во власти, на выборы не ходит и что эта власть несмотря ни на что сама себя выберет - выглядят несколько примитивно. У населения, безусловно, есть такой императив в политическом поведении. И это проявляется даже в том, что если ранее люди часто пользовались выборами для того, чтобы хоть что-то улучшить в своем доме, дворе, городе, то сейчас такой возможностью пользуются меньше. И не только потому, что кандидаты не снисходят до их нужд. Немногие выступления вроде акций обманутых дольщиков или угрозы перекрыть дорогу жителями окраины Саратова имеют признаки манипуляции бедственным положением людей со стороны некоторых политических сил.

На самом деле надо смотреть на эту действительность шире. Начиная с «нулевых годов», у нас оформилась некая стабильная политическая система, во главе которой стоит президент как лидер нации. Имеется правящая партия, ставшая системной парламентская оппозиция (остальным отведена роль маргиналов и спойлеров). У каждой из этих политических сил есть свой ядерный электорат и набор средств для его мотивации и мобилизации на избирательные участки. Заметим, что этот активный электорат в нашей области каждый раз «выдает на гора» явку на выборах в районе 50%. Кстати, в трех регионах страны в минувший ЕДГ время для голосования увеличили с 12 до 14 часов в расчете на тех, кто днем на работе и на возвращающихся домой дачников. Одни говорят о бесполезности этого нововведения, другие твердят о возросшей явке. Если почин сочтут успешным, то на будущих выборах время для голосования могут увеличить повсеместно.

По мнению многих наблюдателей, предвыборная активность «единороссов» закончилась с подведением итогов внутрипартийного голосования, поскольку многие из его победителей сочли, что мандат у них уже в кармане. И это мнение, скорее всего, оказалось верным, судя по едва заметной агитационной кампании и устроенной Вячеславом Володиным выволочке своим однопартийцам. Впрочем, тут было одно исключение – Валерий Радаев, который фактически ежедневно в режиме нон-стоп вдоль и поперек объездил всю нашу губернию. Исходя из своего статуса главы региона и не находясь в отпуске по причине участия в выборах, он не мог проводить классические предвыборные встречи с агитацией за себя и за выдвинувшую его партию, и все его поездки были рабочие. Но своей суперактивностью он дал массу инфоповодов для СМИ и не оставил сомнений в своем выборе для свыше 74% пришедших к урнам избирателей. А, значит, по праву заслужил то, чтобы продолжить начатое на посту губернатора.
Что касается КПРФ, то тут «единороссы» пособили системной оппозиции чуть ли не больше, чем сама Алимова. Во-первых, с подачи Валерия Радаева выдвиженец от компартии прошла муниципальный фильтр, во-вторых, снятием кандидатов-«единороссов» по двум одномандатным округам для двух кандидатов от КПРФ открылись реальные возможности для избрания, и они были реализованы. А вот сама Ольга Николаевна слишком увлеклась своей губернаторской кампанией в ущерб думской, хотя могла бы использовать свое выдвижения кандидатом в главы региона для продвижения партии и улучшить результат голосования за список КПРФ. И теперь крутит заезженную пластинку про занижение результатов. Надо понимать, что многие скептически настроенные избиратели, желающие идти на выборы, до последнего метались как та обезьянка в анекдоте между умными и красивыми: голосовать за нынешнюю власть, ибо она реальна и «больше не за кого»; или же назло этой власти, при которой нет горячей воды, в городе отовсюду бьют коммунальные фонтаны, в школах поборы и т.д., голосовать за оппозицию. Без разницы за КПРФ или ЛДПР, а в итоге выбирали умом…
И все же зюгановцам грех жаловаться. Они остаются второй после ЕР (пусть и с большим отрывом) политической силой, а положение остальной оппозиции дает КПРФ основания не блокироваться с ними и не выдвигать единых кандидатов. Как бы то ни было, но теперь в облдуме вместо тишайшего Сергея Афанасьева будут минимум трое эпатажных коммунистов. И определенное политическое будущее просматривается у молодого дебютанта Николая Бондаренко, известного в Саратове своим проектом Эвакуаторам.NET, если его, конечно, свои же не затопчут во внутривидовой возне.
Похожая ситуация сложилась и у ЛДПР. Станислав Денисенко как кандидат в губернаторы набрал свыше 5%, за его партию проголосовало 8% избирателей, а по 17-му одномандатному округу после выбытия из списков кандидатов «единоросса» Владимира Архипова победил с заметным отрывом от оставшихся претендентов.
Самая невнятная избирательная кампания была у «эсеров», они словно просто плыли по течению и в результате, как и пять лет назад, выплывет одна лишь Зинаида Самсонова, т.к. представляемая ею партия едва «ускреблась», еле преодолев проходной барьер в 5%, а в борьбе за одномандатные округа ее однопартийцы фактически не участвовали.
Увы, но оказавшиеся исключительно по вине своих партийных лидеров в числе маргиналов «яблочники» так и не смогли получить на этих выборах достойный результат, хотя в Саратове они достаточно активны и раскручены, у них есть яркие и новые лица. Думается, причина очередного провала не столько в недостатке ресурсов, сколько в отсутствии нормальной стратегии мобилизации электората. У «яблочников» в нашем регионе с его большой прослойкой интеллигенции и многочисленным студенчеством есть сильная электоральная база, которую они активно «окучивают» в интернете, но при этом так и не смогли поднять эти «диванные войска» и привести на избирательные участки. Тех, кто в теме, отталкивает от «яблочников» их близость к неким политическим экстремистам и «промышленным дипломатам», чьи потуги в политике скатились от претензий на губернаторство до наполненных фальшью призывов к аграриям не голосовать за нынешнюю власть.
Саратовские «Коммунисты России» выступили в целом тоже неудачно. Является большим вопросом – являются ли набранные ими немногим более 2% отобранным у КПРФ электоратом или это уже их собственный, и не напрасно ли зюгановцы пытались снять с выборов «Коммунистов России»?
Наконец, хотелось бы высказаться и по поводу пресловутых нарушений. В этот раз заявлений о них было намного меньше чем ранее, даже если судить по «Карте нарушений». Широко транслировались явно высосанные из пальца «нарушения» типа стендов с информацией о руководстве, которые есть в фойе каждой школы, приспособленной под УИК, и априори не могут быть агитацией, или находящиеся рядом на случай выхода из строя КОИБов обычные урны. Были и провокации вроде совершенно идиотской попытки вброса ксерокопий бюллетеней (не потому ли некоторые оппозиционеры просили своих сторонников забирать с собой бюллетени, а в регион прибыл их десант «специалистов» по выборам из других регионов?). Ну а более серьезные обвинения в фальсификации требуют доказательств и компетентных разбирательств, благо на выборах сейчас созданы самые благоприятные возможности для СМИ и наблюдателей. В противном случае все это не более чем треп проигравших. Как заявил в одном из своих сообщений облизбирком (правда по другому, но похожему поводу), «на волеизъявлении граждан этот факт не отразился».





Автор: Михаил Шмырев

Редакторская колонка


22/03/2023 20:46 Редакторская колонка У Панкова другой статус - обвинителя08/04/2022 20:13 Редакторская колонка Знает кошка, чье мясо съела?26/08/2021 17:22 Редакторская колонка ВЫБОРЫ В ГОСДУМУ: САРАТОВСКИЙ РАСКЛАД
08/07/2020 13:04 Редакторская колонка С Рашкина сорваны маски патриота и государственника20/03/2018 17:59 Редакторская колонка Главное – выборы и победу Путина признал наш российский народ11/02/2018 11:45 Редакторская колонка Цугцванг Общественной палаты

Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович